Главная

Оценка развития ребенка в 6 недель

На протяжении многих лет регулярную оценку развития обязательно проводили детям, которые побывали в отделениях выхаживания недоношенных и патологии новорожденных или имеют другие факторы риска задержки развития. Всем детям оценку стали проводить, когда пришли к выводу, что задержка развития иногда обнаруживается и в отсутствие факторов риска.

Оценка развития в определенном возрасте способствует раннему выявлению отклонений от нормы, в частности, благодаря тому, что дает возможность родителям поделиться с врачом своими опасениями. Такая оценка — удобный повод дать родителям профилактические рекомендации. Оценка развития включает два уровня. Первый охватывает всех без исключения детей соответствующего возраста. На этом уровне выявляют детей с отклонениями от нормы, которым требуется более детальное обследование. Оценку на первом уровне обычно осуществляет семейный врач. В некоторых населенных пунктах ее проводит специально подготовленный средний медицинский работник помощи на дому, особенно в случаях, когда родители не хотят посетить для этого лечебное учреждение. Последний вариант организации оценки не очень удачен. Опасаясь тяжелых последствий, средние медицинские работники до 20% детей направляют на консультации. Некоторые лечебные учреждения сотрудничают с семейными врачами и работниками помощи на дому, которые нередко имеют большой опыт в области вскармливания и коррекции нарушений поведения

Детей, у которых на первом уровне оценки выявлены отклонения от нормы, направляют к специалисту, знающему проблему задержки развития более глубоко, обычно к районному педиатру или педиатру, работающему в стационаре. Детальное обследование таких детей нередко требует участия других специалистов и применения специальных лабораторных или инструментальных методов.

Ребенка, мать которого подозревает, что он отстает в развитии, плохо слышит или видит, надо направить прямо к специалисту. Мать не успокоится, пока ребенку не будет проведено детальное обследование, часто требующее участия группы специалистов. Следует заметить, что мать нередко бывает права.

Оценка развития на первом уровне

Практически здоровым детям оценку развития проводят в возрасте 2 дней, 6 недель и 7-8 месяцев. Недоношенных детей оценивают в 6 недель корректированного возраста (6 недель + недели, недостающие к моменту рождения до 40 недель), когда они достигают уровня развития 6-недельного доношенного ребенка. Исследование не должно занимать более 15 мин. Определяют только показатели, имеющие прогностическое значение. В некоторых районах Великобритании используют карты, частично заполняемые самими родителями:

Карта оценки развития в 6-8 недель

Карта оценки развития в 6-8 недель

 

Такая карта, если она заполнена как родителями, так и медицинским работником тщательно, дает полное представление о состоянии здоровья ребенка. Кроме непосредственной оценки она отражает антропометрические данные, тип вскармливания, предшествующие заболевания, некоторые медицинские рекомендации. Матерям (и даже начинающим врачам) полезно обращаться к хорошим популярным руководствам для родителей (в Великобритании таким является «Health Education Authority's bool Birth to Five Years».) В 6 недель жизни в ходе физикального исследования обязательно проводят оценку реакции на окружающее, зрения и двигательного развития. Для быстрой регистрации данных используется простая форма. Оценку слуха обычно проводят в 8 месяцев. Другие показатели оценивают реже, в зависимости от того, осматривает ребенка педиатр или врач общей практики Наиболее важное значение имеет реакция на окружающее интерес к нему, ответные реакции на внешние стимулы, способность к сосредоточению.

При физикальном исследовании ребенка взвешивают и измеряют ему окружность головы. Регистрация этих показателей на стандартной карте помогает быстро оценить физическое развитие

Измерение антропометрических показателей

Раздевание и взвешивание — наиболее тревожащая ребенка часть врачебного осмотра. Взвешивание в легкой кофточке и подгузнике меньше досаждает ребенку и отнимает меньше времени у врача. Приблизительный вес кофточек и подгузников для детей разного возраста, который надо при этом вычесть, указан в рамке. У детей раннего возраста измерение окружности головы дает более точные результаты, чем измерение роста. Измеряют одноразовой бумажной сантиметровой лентой наибольшую (лобно-затылочную) окружность. Вес и окружность головы наносят на стандартную карту. Рост детям до 2 лет измеряют с помощью специального горизонтального ростомера. Более точный результат дает измерение вдвоем. Измеряющий придерживает голову ребенка у верхней планки ростомера, его помощник — стопы у нижней планки. Ребенок должен лежать совершенно ровно. Когда ребенок достаточно подрос рост можно измерять с помощью вертикального ростомера, тщательно соблюдая порядок измерения, чтобы результат был достоверным

Зрение и косоглазие

Привлечь внимание ребенка легче всего, наклонившись к нему на расстоянии 60 см и глядя ему в глаза. Если при этом исследующий слегка поворачивает голову из стороны в сторону, ребенок провожает его взглядом. Отсутствие такой реакции у 6 недельного ребенка представляет собой отклонение от нормы. Иногда оно обусловлено тем, что ребенок отвлекается. Чтобы убедиться в том, что отсутствие зрительного сосредоточения неслучайно, осмотр необходимо повторить через 2 нед. Причинами отсутствия зрительного сосредоточения бывают недостаток зрительных стимулов, задержка психического развития, слепота. При оценке развития в 6 нед обязательно проверяют, есть ли красный световой рефлекс с глазного дна. Источник света офтальмоскопа держат на расстоянии 45 см от глаза ребенка. У детей с темной кожей световой рефлекс в норме бывает темно-красным или несколько тусклым. Отсутствие рефлекса указывает на помутнение преломляющих сред глаза и требует немедленной консультации офтальмолога. Ребенка который при повторном осмотре не фиксирует взор на лице обследующего, врач общей практики должен немедленно направить к педиатру. В отсутствие зрительного сосредоточения следует проверить, видит ли ребенок вообще. Оптокинетический нистагм при вращении перед глазами барабана Кэтфорда, возникающий даже в отсутствие зрительного сосредоточения, доказывает сохранность зрения наличие у ребенка раннего возраста косоглазия можно уловить по расположению на роговице каждого глаза светового рефлекса с глазного дна. В норме рефлекс располагается в центре зрачка и, соответственно, в центре роговицы. При подозрении на косоглазие необходима офтальмоскопия и оценка подвижности глазных яблок. При косоглазии показано направление к офтальмологу.

Двигательное развитие

Лежа на ровной поверхности на животе, ребенок на несколько секунд приподнимает голову. Некоторые дети в этом возрасте уже удерживают голову несколько минут. Раньше удерживать голову начинают дети, которые подолгу спят на животе. Ребенка, который совсем не приподнимает голову, лежа на животе. Необходимо через 2 недели осмотреть повторно. Ребенок, лежащий на животе на ладони исследующего, удерживает голову на уровне туловища и не опускает ноги вертикально вниз.

Другие показатели

Яички и тазобедренные суставы исследуют так же как у новорожденных. В 6 недель диагностировать дисплазию тазобедренных суставов труднее, чем в первые дни жизни.

Проводят аускультацию сердца и определяют пульс на бедренных артериях. Слух в 6 неделе не проверяют, но отмечают, как ребенок реагирует на звук (прекращает кричать, широко открывает глаза или вздрагивает в зависимости от силы звука).

Варианты развития

Развитие в отдельных направлениях может происходить не постепенно, а скачками. Одни вехи ребенок достигает быстро, другие — с некоторым опозданием. Сроки в которые дети приобретают те или иные навыки, колеблются в широких пределах. Часть детей, развивающихся с некоторой задержкой, впоследствии догоняют сверстников. Отстающих в развитии детей надо осматривать чаще и тщательней чем остальных, чтобы определить, имеет ли место истинная задержка развития или только некоторое отставание от нормальных темпов. Врачи общей практики должны направлять таких детей к педиатру.

Причиной задержки физического, умственного и социального развития может быть отсутствие соответствующих стимулов. Задержка развития подобного генеза наблюдается в условиях закрытых детских учреждений и у детей, матери которых страдают олигофренией или послеродовой депрессией. При увеличении количества стимулов дети быстро догоняют сверстников. Для предупреждения задержки речевого развития (самого частого из нарушений развития) следует рекомендовать матерям разговаривать с детьми с первых дней их жизни. Задержка развития в каком то одном направлении при нормальных его темпах во всех остальных не свидетельствует о снижении интеллекта. Дети не способные быстро обучаться, развиваются с задержкой во всех направления. До 4,5 лет точно оценить интеллект сложно. До этого возраста целесообразно пользоваться общим термином задержка развития.

Оборудование для физикального исследования детей раннего возраста

Несложное оборудование значительно повышает качество физикального исследования детей раннего возраста. В число необходимых инструментов и предметов входят весы, одноразовые бумажные сантиметровые ленты, линейка, карманный фонарик, отоскоп офтальмоскоп, шпатели, иглы и стерильные ватные тампоны для взятия капиллярной крови, пластиковые мешочки для сбора мочи на анализ, стандартные карты регистрации антропометрических показателей, одноразовые подгузники (памперсы), яркие кубики, погремушка, маленький стол и стул, миниатюрные чашки и блюдца, картинка на потолке, игрушки (в том числе деревянная мозаика, карандаш, бумага) яркие складные детские книжки.

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012