Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возрастаПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ
- 1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его
семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д.,
позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом
развитии, произношении звуков.
-
2. Обследование артикуляционного аппарата:
-
а) строения;
-
б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация
артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).
-
3. Обследование произношения звуков:
-
а) по подражанию
-
изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в
словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова),
фразах, коротких потешках;
-
б) в самостоятельной речи
-
в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку), во фразах по
сюжетным картинкам (см. цветную вставку), в связной речи: беседа,
рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору
ребенка).
-
4. Обследование звукослоговой структуры в словах типа:
-
сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик,
милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил,
пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал, ...
-
5. Обследование фонематического слуха
-
а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда
и ряда слов, подбор картинок на заданный звук;
-
б) различие в произношении (проговаривание, воспроизведение
звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный
звук).
Свистящие звуки С, С', З, З', Ц
С 1.
С-С-С-С-С-С
2.
са - со - су - сы
ас - ос - ус - ыс
ска - ско - ску - скы
аск - оск - уск - ыск
3. |
сапоги |
писать |
квас |
маска |
скамейка |
|
сок |
песок |
нос |
миска |
стадо |
|
суп |
пасут |
фокус |
киска |
спутник |
|
сын |
косынка |
Денис |
каска |
хвост |
4.
В саду стоит высокая сосна.
Под сосной стоит собака.
5.
Са - са - са — в саду оса, Ест киска суп из миски,
Со - со - со — оса пьет сок, Сыта киска —
пуста миска.
Су - су - су — видим мы осу,
Сы - сы - сы —в саду нет осы.
С' 1.
С'-С-С'-С'-С'-С'
2.
ся - сё - сю - си
ась - ось - усь - ысь
стя - стё - стю - сти
асть - ость - усть - исть
-
3. |
сети |
гуси |
умываюсь |
|
Сима |
гусёнок |
боюсь |
|
сядь |
осень |
снег |
|
сюда |
гусята |
свинья |
4.
Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.
5.
Ты не бойся - это гусь.
Я сама его боюсь.
Непоседа Васенька Есть усы у
Васеньки,
Не сидит на месте. На усах сединки.
Непоседа Васенька Хвост дугой у Васеньки
Всюду с нами вместе. И пятно на спинке. -
- З 1.
З-З-З-З-З-З
2.
за - зо - зу - зы
зда - здо - зду - зды
-
- 3. Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.
4.
У Зои мимоза.
-
Зоя ставит мимозу в вазу.
-
- 5. Зоя - зайкина хозяйка,
-
Спит в тазу у Зои зайка.
За - за - за — у Зои
коза, Зайка не спит,
зо - зо - зо — у Зои зонт, Зою зовёт.
зу - зу - зу — Зоя пасёт козу, Зайке коза
зу - зу - зу — зайка с Зоей пасёт козу, Спать не
даёт.
за - за - за — от Зои убегает коза, Возьмите
козу,
зо - зо - зо — Зоя гонится за козой, Замкните
козу —
зы - зы - зы — у Зои лет козы, И заинька мой
зы - зы - зы — у зайки нет
козы. Заснёт в тазу.
-
З' 1.
З'-З'-З'-З'-З'-З'
- 2. зя - зе - зю - зи
-
зня - зне - зню - зни
-
азнь - ознь - узнь - изнь
-
- 3. Зина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.
-
- 4. Зимой у Зины зябнет нос.
-
Кузя идёт в музей.
-
- 5. Зе - зе - зе — Кузя едет на козе,
-
Зя - зя - зя — ездить на козе нельзя!
-
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
-
Зелёный листок земляники несу,
-
Зелёная ветка под вязом не спит,
-
Зелёная музыка где-то звучит,
-
Зелёный кузнечик в зелёной листве
-
Поёт он зелёную песенку мне.
-
- Ц 1.
Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц
- 2. ац - оц - уц - ыц
-
ца - цо - цу - цы
-
цма - цму - цмо - цмы
-
ацм - оцм - уцм - ыцм
3.
певец цепь яйцо
танец цыган акация
отец овца цветок
боец умница цветик-самоцветик
4. Заяц
сидит под кустом акации.
В степи цветут цветы.
5. Зиме конец! Летит птенец |
Цапля важная, |
И песню напевает: |
Носатая, |
— Идёт весна! Весна ясна! |
Целый день |
На улице всё тает! |
Стоит, как статуя |
Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ
Ш 1.
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
2.
ша - шо -
шу - ши
аш - ош - уш - ыш
шка - шко - шку - шкы
ашк - ошк - ушк - ышк
-
3. |
шапка |
уши |
мышь |
пушка |
|
шайба |
каша |
душ |
шпагат |
|
шина |
душа |
вишня |
пшено |
|
шуба |
машина |
башня |
шишка |
-
4. |
Маша,
ешь пшённую кашу.
Паша шьет шапку.
|
5. |
Тише, мыши, не шумите,
Нашу кошку не будите.
|
- Маша под душем
-
моет шею и уши.
-
Кошка в окошке шапку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
Мышонку шепчет мышь:
— Ты всё шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуметь я буду тише.
Кукушка кукушонку
Шьёт новый капюшон
— Надень, кукушонок, капюшон!
Как в капюшоне ты смешон!
- Ж 1.
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
- 2. жа - жо - жу - жи
-
жда - ждо - жду - жды
-
- 3. жатва пижама
-
жить ужин
-
кожа ждать
-
ужи одежда
-
- 4. Жук жужжит на ветке жасмина.
-
Женя живёт на шестом этаже.
-
- 5. Дождик, дождик, не дожди,
-
Дождик, дождик, подожди.
-
Дай дойти до дому
-
Дедушке седому,
-
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
-
Я живу, не тужу.
-
Я на ветке сижу
-
И жужжу, жужжу, жужжу!»
-
Ч 1.
Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч
2. ач - оч - уч - ич
ча - че - чу - чи
чня - чне - чню - чни
ачнь - очнь - учнь - ычнь
-
3. |
ночь |
дочка |
чай |
почта |
|
дочь |
внучка |
чайка |
птенчик |
|
луч |
колечко |
ученик |
чтение |
|
печь |
бабочка |
печенье |
пончик |
4. Танечка
качается на качелях.
Девочка печёт печенье.
5.
Идёт бычок качается, Ча-ча-ча — на столе стоит свеча,
Вздыхает на ходу: чо-чо-чо — солнце на небе
печёт,
— Ох, доска кончается, чу-чу-чу — я стучу,
стучу, стучу,
Сейчас я упаду! чи-чи-чи — мы сидели на печи.
- Щ 1.
Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ
- 2. ащ - ощ - ущ - ищ
ща - ще - щу - щи
3.
Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи
- 4. Щенок пищит в ущелье.
-
Дети ищут щенка.
-
Щенок щиплет щётку.
5. Щуку
я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
- Ты нас, мама, не ищи:
-
Щиплем щавель мы на щи.
Соноры Р, Р', Л, Л'
Р 1.
Р-Р-Р-Р-Р-Р
- 2. ра - ро - ру - ры
-
ар - ор - ур - ыр
-
тра - тро - тру - тры
-
атр - отр - утр - ытр
-
-
3. |
рак |
ворона |
пар |
парта |
трава |
|
рот |
куры |
Двор |
корка |
трубы |
|
руки |
кенгуру |
сыр |
бурка |
виноград |
|
рысь |
барабан |
мир |
дырка |
торт |
- 4. Мы с Тамарой ходим парой,
-
Санитары мы с Тамарой.
-
- К нам во двор пробрался крот,
-
Роет землю у ворот.
-
Тонна в рот земли войдёт,
-
Если крот раскроет рот.
-
Р' 1.
Р'-Р'-Р'-Р'-Р'-Р
2. ря - ре - рю - ри
арь - орь- урь - ырь
кря - кре - крю - кри
акрь - окрь - укрь - ыкрь
-
3. |
.рябина |
дерево |
дверь |
пряники |
|
ремень |
ириска |
букварь |
брюки |
|
репка |
зарядка |
сухарь |
грядка |
|
ребёнок |
берёза |
фонарь |
абрикос |
- 4. Рита варит рис.
-
Боря ремонтирует приёмник.
-
- 5. У моей сестры Марины Открываем календарь:
-
Щёки, будто мандарины, Начинается январь.
-
А сама сестра Марина В январе, в январе
-
Чуть побольше мандарина. Много снегу на дворе.
-
- Тридцать три вагона в ряд
-
Тараторят, тарахтят.
-
Л 1.
Л-Л-Л-Л-Л-Л
- 2. ал - ол - ул - ыл
-
ла - ло - лу - лы
-
кла - кло - клу - клы
-
акл - окл - укл - ыкл
-
-
3. |
мел
|
полка |
луна
|
балык |
яблоко |
|
пенал
|
палка |
лапа
|
холод |
клоун |
|
пол
|
вилка |
локоть
|
палуба |
клубника |
|
бал
|
булка |
пила
|
палатка |
свёкла |
4. Мила
мыла пол в классе.
Алла ела яблоко.
-
5. |
Белый снег, |
— Заяц белый, |
|
Белый мел, |
Заяц белый, |
|
Белый заяц |
Ты куда |
|
Тоже бел |
За лыком бегал? |
|
А вот белка |
Заяц белый |
|
Не бела. |
Отвечал: |
|
Белой белка |
— Я не бегал, |
|
Не была. |
Я скакал. |
- Л' 1.
Л'-Л'-Л'-Л'-Л'-Л'
- 2. ля - ле - лю - ли
-
аль - оль - уль - иль
-
для - дле - длю - дли
-
адль - одль - удль - идль
-
- 3. Лена калина моль пальто туфля
-
липа колено пыль пальма блины
-
лёд метель уголь дельфин клён
-
люди салют шаль бульдог клюв
-
- 4. У Лены зелёная лента.
-
Люда поливает тюльпаны из лейки.
-
- 5. В лесу метёт метелица,
-
Белым снегом стелется, '
-
А мы валенки надели –
-
Не боимся мы метели.
Фонематический слух
- 1. Различение на слух фраз, слов, слогов (при помощи
шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т.д.)
-
- а) На лугу пасутся козы.
-
У Сони длинные косы.
-
На клумбе расцвели розы.
-
На траву выпали ранние росы.
-
- б) барка — балка
-
балка — палка
-
балка — булка
-
- в) па — ба ба — па
-
ши — жи жи — ши
-
зы — сы сы — ши
-
- 2. Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и
ряда слов
-
а)
а а, о, у, ы, а, и, а,
ы, у
-
б)
п па, ба, пы, по, бу, ап, збо
-
в) б бант, поле, будка, панама, банан, дом
-
3. Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом
слов
- санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т.д.
Приложение: Картинный материал (цветная вставка)

















-















|