Главная

Развитие координации движений

Формирование двигательной активности ребенка также должно соответствовать возрасту. У новорожденных движения хаотичны, генерализованы, носят атетозоподобный характер, нецеленаправленны, наблюдается мышечная гипертония с преобладанием сгибателей.

После рождения начинает развиваться координация движений. В начале формируется координация мышц глаза (на 2—3-й неделе ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, затем следит за движением предмета, при этом постепенно начинает поворачивать голову вслед ему). К 1,5 месяца ребенок начинает держать головку, потом появляются координированные движения рук. С 3—3,5 месяца ребенок ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяло. Он целенаправленно трогает висящие над собой игрушки, но только с 5 месяцев эти движения начинают напоминать движения взрослых. В 4—5 месяцев ребенок начинает переворачиваться со спины на живот, а затем с живота на спину (5—6 месяцев). В 6 месяцев он сидит самостоятельно. В том же возрасте начинает ползать и к 7-8 месяцам делает это достаточно хорошо. Стоять ребенок может в 8—9 месяцев, затем пробует ходить, к 10—11 месяцам некоторые дети уже ходят. Однако если ребенок начинает ходить позже на 2—3 месяца — это тоже норма. Ходьба вначале не координированная: ручки вытянуты вперед, ножки почти не гнутся в коленях; только к 5—6 годам формируется правильная координация.

Средние сроки и границы развития моторных актов у детей первого года жизни

Движение Средний возраст овладения Возможные границы
Улыбка 5 недель 3-8 недель
Гуление 7 недель 4-11 недель
Держание головки 2 месяца 1,5-3 месяца
Направленные движения ручек 4 месяца 2,5-5,5 месяца
Переворачивание 5 месяцев 3,5-6,5 месяца
Сидение 6 месяцев 5,5-8 месяцев
Ползание 7 месяцев 5-9 месяцев
Произвольное хватание 8 месяцев 5,5-10,5 месяца
Вставание 9 месяцев 6-11 месяцев
Шаги с поддержкой 9,5 месяца 6,5-12,5 месяца
Стояние 10,5 месяца 8-13 месяцев
Ходьба 11,5 месяца 9-14 месяцев

Средние сроки и границы развития голосовых реакций и речи детей

Возраст

Голосовые реакции и развитие речи

1,5 месяца

Гуление: а-аа, е-ее и т. д.

2-3 месяца

Г-у. ш-и, бу-у, эы и т. п.

4 месяца

Свирель: аль-ле-е-лы-агы-аы и т. п.

7-8,5 месяца

Лепет: произносит слоги (ба-ба, да-да-да и т. п.)

8,5-9,5 месяца

Модулированный лепет - повторяет слоги с разнообразными интонациями.

9,5-18 месяцев

Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т. п. Звукоподражание: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т. п. Все существительные употребляются в именительном падеже, единственном числе.

18-20 месяцев

Попытки связать два слова в предложение: «Мама, дай!» Усваивается повелительное наклонение глаголов (иди, дай и т. п.). поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.

Возраст Голосовые реакции и развитие речи
20-22 месяца Появляются формы множественного числа.
22-24 месяца Словарь доходит до 300 слов. Существительные составляют примерно 68%, глаголы - 23%, другие части речи -14%. Союзов нет. От 18 до 24 месяцев - первый этап вопросов: «Что это?»
3-й год Появляются падежи, глагольные времена, многословные фразы, придаточные предложения.
4-5 лет Условная форма придаточных предложений, длинные фразы, монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?»

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012