Развитие координации движенийФормирование двигательной активности ребенка также должно соответствовать
возрасту. У новорожденных движения хаотичны, генерализованы, носят
атетозоподобный характер, нецеленаправленны, наблюдается мышечная гипертония с
преобладанием сгибателей.
После рождения начинает развиваться координация движений. В начале
формируется координация мышц глаза (на 2—3-й неделе ребенок начинает фиксировать
взгляд на ярких предметах, затем следит за движением предмета, при этом
постепенно начинает поворачивать голову вслед ему). К 1,5 месяца ребенок
начинает держать головку, потом появляются координированные движения рук. С
3—3,5 месяца ребенок ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяло. Он
целенаправленно трогает висящие над собой игрушки, но только с 5 месяцев эти
движения начинают напоминать движения взрослых. В 4—5 месяцев ребенок начинает
переворачиваться со спины на живот, а затем с живота на спину (5—6 месяцев). В 6
месяцев он сидит самостоятельно. В том же возрасте начинает ползать и к 7-8
месяцам делает это достаточно хорошо. Стоять ребенок может в 8—9 месяцев, затем
пробует ходить, к 10—11 месяцам некоторые дети уже ходят. Однако если ребенок
начинает ходить позже на 2—3 месяца — это тоже норма. Ходьба вначале не
координированная: ручки вытянуты вперед, ножки почти не гнутся в коленях; только
к 5—6 годам формируется правильная координация.
Средние сроки и границы развития моторных актов у детей первого года жизни
Движение |
Средний возраст овладения |
Возможные границы |
Улыбка |
5 недель |
3-8 недель |
Гуление |
7 недель |
4-11 недель |
Держание головки |
2 месяца |
1,5-3 месяца |
Направленные движения ручек |
4 месяца |
2,5-5,5 месяца |
Переворачивание |
5 месяцев |
3,5-6,5 месяца |
Сидение |
6 месяцев |
5,5-8 месяцев |
Ползание |
7 месяцев |
5-9 месяцев |
Произвольное хватание |
8 месяцев |
5,5-10,5 месяца |
Вставание |
9 месяцев |
6-11 месяцев |
Шаги с поддержкой |
9,5 месяца |
6,5-12,5 месяца |
Стояние |
10,5 месяца |
8-13 месяцев |
Ходьба |
11,5 месяца |
9-14 месяцев |
Средние сроки и границы развития голосовых реакций и речи детей
Возраст |
Голосовые реакции и развитие речи |
1,5 месяца |
Гуление: а-аа, е-ее и т. д. |
2-3 месяца |
Г-у. ш-и, бу-у, эы и т. п. |
4 месяца |
Свирель: аль-ле-е-лы-агы-аы и т. п. |
7-8,5 месяца |
Лепет: произносит слоги (ба-ба, да-да-да и т. п.) |
8,5-9,5 месяца |
Модулированный лепет - повторяет слоги с разнообразными интонациями. |
9,5-18 месяцев |
Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т. п. Звукоподражание: ав-ав
(собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т. п. Все существительные
употребляются в именительном падеже, единственном числе. |
18-20 месяцев |
Попытки связать два слова в предложение: «Мама, дай!» Усваивается
повелительное наклонение глаголов (иди, дай и т. п.). поскольку оно
выражает желание ребенка и имеет для него важное значение. |
Возраст |
Голосовые реакции и развитие речи |
20-22 месяца |
Появляются формы множественного числа. |
22-24 месяца |
Словарь доходит до 300 слов. Существительные составляют примерно
68%, глаголы - 23%, другие части речи -14%. Союзов нет. От 18 до 24
месяцев - первый этап вопросов: «Что это?» |
3-й год |
Появляются падежи, глагольные времена, многословные фразы,
придаточные предложения. |
4-5 лет |
Условная форма придаточных предложений, длинные фразы, монологи.
Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?» |
|