Психические нарушения при острых общих и мозговых инфекциях, интоксикациях и травмах мозгаПсихические нарушения при острых общих и мозговых инфекциях, интоксикациях и
травмах мозга наблюдаются у детей при гриппе, ревматизме, крупозной пневмонии,
токсико-септических заболеваниях, при кори, скарлатине, туберкулезном и гнойных
менингитах, пищевых и лекарственных отравлениях, вакцинации, сотрясении и ушибах
мозга и многих других. Картины психических нарушений при действии всех этих
острых вредностей зависят от характера и тяжести каждой из них, от темпа
действия и места их приложения, от состояния организма ребенка и др.
Что касается острых общих инфекций, то нарушения психики выражаются на высоте, а
иногда уже и в продроме их, главным образом в различных формах и степенях
помрачения сознания, к которым у младших детей присоединяются иногда
эпилептиформные припадки. Эти нарушения сознания выступают обычно то в форме
оглушенности, при которой больные вялы, сонливы, «загружены», безучастны, с
трудом и неясно воспринимают окружающее, то в форме делирия («бред»), при
котором, особенно у старших детей, отмечается наплыв иллюзий и галлюцинаций,
отрывочные и бессвязные бредовые переживания на фоне тревоги и страха.
На высоте общих инфекционных заболеваний и особенно в постинфекционном периоде у
детей наблюдаются, кроме того, выраженные состояния астении, они становятся
возбудимыми, обидчивыми, плаксивыми, капризными, то тревожно беспокойными, то
вялыми и безучастными, быстро утомляются. Эти состояния астении перерастают у
некоторых из них в картины своеобразной спутанности сознания, при которой
больные то временами, то беспрерывно полностью не осознают окружающей
обстановки, не узнают знакомых и: погружаются иногда в сноподобные (онейроидные)
состояния, насыщенные яркими фантастическими переживаниями на фоне двигательной
заторможенности или возбуждения.
Продолжительность психических расстройств, связанных с общими
инфекционными заболеваниями, колеблется у детей от нескольких часов и дней до
нескольких недель и месяцев. Заканчиваются они в большинстве случаев полным
выздоровлением больных. Однако у некоторых детей, особенно в пубертатном
возрасте, эти психические нарушения в силу недостаточно ясных пока причин
эпизодически либо строго периодически (часто в той же форме) повторяются
неоднократно в дальнейшем, не вызывая каких-либо стойких изменений психики
больных. У детей младших возрастов общие инфекционные заболевания, порождая,
по-видимому, более глубокие изменения в нервной системе (энцефалиты либо
энцефалопатии), вызывают иногда не только преходящие нарушения психики, но и
стойкие изменения ее.
При мозговых инфекциях (энцефалитах, менингоэнцефалитах) в зависимости от их
тяжести наблюдаются на высоте болезни различные, часто более глубокие нарушения
сознания (сопор, кома) иногда — эпилептиформные припадки, а по окончании
болезни-— нередко стойкие остаточные нервно-психические расстройства.
Исключительно важен вопрос о последствиях инфекционных, интоксикационных и.
травматических поражений мозга у детей, о так называемых резидуальных
расстройствах, составляющих, в сущности, основную и даже подавляющую часть
нервно-психических нарушений у детей. Все эти расстройства могут быть сведены
схематически в следующие несколько основных групп. К первой группе могут быть
отнесены различные остаточные неврологические расстройства (гемидипарезы,
гиперкинетические и атактические синдромы, состояния мышечной
гипергипотонии, детские
церебральные параличи), ко второй — различные формы и степени
умственной отсталости, нарушений речи и двигательных навыков (моторная и
сенсорная алапии, апрактогностические расстройства), к третьей —
многообразные эпилептические состояния, а к четвертой — различные «психопатоподобные»
изменения характера и личности ребенка. Во многих случаях наблюдаются
разнородные сочетания всех этих основных типов расстройств у одного больного. В
практическом плане важно учитывать, что почти все перечисленные расстройства
возникают у детей на высоте мозговых заболеваний, либо выявляются сразу же после
них, и что лишь эпилептические синдромы могут появляться в более или менее
отдаленные от этих заболеваний периоды.
Картины острых и особенно подострых периодов болезни приходится нередко
отграничивать от шизофрении, а картины резидуальных расстройств - от других форм
олигофрении, эпилепсии и «настоящих» психопатий.
Лечение. При острых и подострых инфекционных психических расстройствах -
антибиотики, а при затяжном течении (в зависимости от состояния больных) —
нейроплегические средства, особенно аминазин (при возбуждении, тревоге и т. д.),
иногда инсули-новые гипогликемии и др. При острых и подострых травматических
нервно-психических нарушениях — противошоковые, дегидратационные (глюкоза,
сернокислая магнезия — внутривенные вливания) и сердечные средства,
спинномозговые пункции, аминазин и др. При резидуальных нервно-психических
расстройствах (в зависимости от «ведущего» синдрома) — противоэпилептические,
антихолин эстеразные (прозерин, галантамин) либо средства, стимулирующие нервную
систему, физио- и рентгенотерапия и др. Важна в этих случаях организация
педагогически-воспитательного обслуживания детей.
|