Главная

Психопатии

Этим понятием обозначают сборную группу непрогрессирующих патологических состояний, характеризующихся аномалиями развития личности, дисгармонией основных ее свойств, неадэкватностью реакции индивида на внешние раздражения, из-за чего такие лица становятся трудны для себя, либо для окружающих.

У них наблюдаются нередко эндокринно-вегетативные нарушения, дисгенетические признаки, высокая рефлекторная возбудимость. В формировании психопатических личностей существенную роль играют, наряду с врожденной церебральной недостаточностью, разнообразные неблагоприятные средовые влияния (семейные неурядицы, безнадзорность, избалованность и др.).

Удовлетворительной классификации психопатических личностей, особенно психопатических детей, пока создать не удалось.

Следует, однако, подчеркнуть, что во многих предложенных классификациях психопатий выделяется под разными названиями ряд одних и тех же типов, представляющих собою, в конечном счете, клиническое отражение известных типов высшей нервной деятельности, выделенных И. П. Павловым, особенно — сильного неуравновешенного (безудержного) и слабого типов.

Истинные, или «настоящие», психопатии встречаются у детей, особенно у младших детей, сравнительно редко. К сожалению, в рамки психопатий включаются нередко дети, трудности характера и поведения которых обусловлены неблагоприятными средовыми влияниями, либо перенесенными воспалительными и травматическими поражениями мозга, затяжной соматогенной астенизацией и другими факторами.

Из всего многообразия типов психопатий целесообразно кратко обрисовать лишь некоторые, более отчетливо выступающие у детей.

Гипертимики — дети холерического темперамента с постоянно приподнятым настроением, повышенной самооценкой и бурным стремлением к деятельности. Они всегда оживлены, подвижны, легко отвлекаемы, возбудимы, шаловливы, хвастливы, отличаются поверхностностью мышления, чувств, интересов и отношений, легко вступают в конфликты и драки. Из-за всех этих особенностей они часто трудны в семье и в школе, а в подростковом возрасте — не удерживаются на работе, безудержно вовлекаются в асоциальные и криминальные поступки.

Астеники — группа детей, личность которых формируется на основе слабого типа высшей нервной деятельности. Одни из них — тревожномнительные личности — характеризуются постоянным тревожным напряжением, беспокойством о себе и своих близких, опасениями опоздать в школу, не справиться с заданием, осрамиться при вызове к доске и т. д. Они застенчивы, нерешительны, у них легко возникают навязчивые мысли и страхи, «ритуальные действия» (навязчивый счет, топтание на месте и др.). У других детей этой группы — сензитивных — выступает на передний план повышенная впечатлительность, обидчивость, ранимость, выраженное самолюбие, чувство собственного достоинства и др.

Истероидные психопаты развиваются на основе слабого художественного типа высшей нервной деятельности. Важнейшая их особенность — в постоянном позерстве, наигранности поведения, в стремлении обратить на себя внимание, в «искании оценки». Одни из них пользуются любыми средствами, в том числе и вымыслом, чтобы приукрасить свою личность (псевдологи), другие погружаются в фантастический мир тех желаний (фантасты), которые, как им кажется, осуществляются. Мышление этих детей конкретно, кругозор ограничен, знания поверхностны, зато эмоции очень ярки и неустойчивы. Они за многое берутся, но быстро остывают. У них сочетаются нередко психический инфантилизм, явная детскость интересов и поведения с внешней «солидностью», восторженность с равнодушием, упрямство с внушаемостью и т. д., из-за чего эти дети редко приобретают подлинный авторитет и уважение товарищей.

Психастеникипатологически замкнутые», «шизоиды») развиваются на основе слабого мыслительного типа высшей нервной деятельности. При удовлетворительном, а иногда и высоком интеллекте у них слабы инстинкты и эмоции, недостаточны умение приспособиться к реальной обстановке, понимание ее и связь с ней. Эти дети кажутся поэтому, иногда уже с ранних лет, какими-то странными, эмоционально холодными. Позднее у них развивается склонность к схоластическим рассуждениям, резонерству, «умственной жвачке», некоторые из них нерешительны, склонны к сомнениям и «рассудочным» навязчивым проявлениям.

Заметно чаще, чем психопатии, у детей наблюдаются различные картины невропатии. Невропатии следует рассматривать как самостоятельную форму и не включать их в рамки астенических психопатий. Невропатия («конституциональная нервность») развивается на основе общего слабого типа высшей нервной деятельности и характеризуется синдромом «раздражительной слабости», т. е. повышенной возбудимостью и быстрой утомляемостью, истощаемостью. Невропатические особенности сказываются часто уже с грудного возраста. Дети-невропаты беспокойны, бурно реагируют на любые раздражения, капризны, суетливы, упрямы, то робки, застенчивы, вялы, то раздражительны, непослушны, с трудом удерживаются в семье и детских коллективах. У них легко возникают различные невротические состояния (заикание, ночные страхи и др.).

Лечебно-педагогические и воспитательные мероприятия, проводимые систематически с раннего детства совместными усилиями родителей, врача и педагога, могут быть очень эффективными и обеспечивают нередко полную практическую компенсацию невро- и психопатического ребенка. Из лечебных мероприятий показаны электро- и гидротерапия, общеуспокаивающие средства, в том числе иногда и нейролептические (резерпин, аминазин и др.).
 

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012