Главная

Олигофрения (малоумие)

Олигофренией (малоумием), или умственной отсталостью, врожденным слабоумием, обозначают сборную группу патологических состояний, разных по своей этиологии и анатомо-физиологической основе, важнейшим общим признаком которых является различное по своим картинам и тяжести непрогрессирующее недоразвитие психики, особенно умственной деятельности ребенка.

Олигофрения является одним из наиболее частых нервно-психических нарушений у детей (у 2-5% всего детского населения). В зависимости от тяжести олигофрении принято издавна различать три степени ее — идиотию, имбецильность, дебильность.

Идиотия характеризуется почти полным отсутствием у детей каких-либо разумных проявлений в поведении — они часто не узнают своих близких и не обнаруживают к ним ясных привязанностей, у них вовсе отсутствуют либо очень слабо развиты внимание и речь, инстинкты и эмоции то бледны и мало заметны, то резки и неустойчивы. Менее тяжелая степень психического недоразвития — имбецильность — характеризуется заметно лучшей житейской ориентировкой детей, их более развитой речью и способностью овладеть зачатками чтения, письма и счета, в поведении одни из них вялы, бездеятельны и пассивны, другие — услужливы и трудолюбивы, а третьи — упрямы, злобны и импульсивны. Дети с дебильностью отличаются недоразвитием более сложных форм психической деятельности — способности к отвлечению и обобщению, к сосредоточению, либо гибкому переключению внимания и к смысловому запоминанию, к самообладанию, выдержке и других форм, поведение их зависит от состояния инстинктов и эмоций, от условий воспитания и средовых влияний.

Для определения степени психического недоразвития наилучшим является метод терпеливого и всестороннего клинического изучения ребенка. Дети-идиоты нуждаются в постоянном надзоре и уходе (в учреждениях СОБЕСа), имбециллы — в индивидуальном обучении и постоянном присмотре и опеке, дебилы — в обучении в специальных школах со сниженной программой и замедленными темпами обучения, а позднее — в работе, не требующей высокой квалификации. В трудных и неясных случаях этот практически нередко очень важный вопрос должен быть решен в «пользу ребенка», т. е. в плане установления менее тяжелой степени недоразвития его.

Состояния психического недоразвития выявляются уже в первые месяцы жизни ребенка. Они сказываются в недостаточности его ориентировочных реакций, в «отсутствии интереса» к окружающему, а позднее — в задержках и дефектах развития движений, речи и пр. У многих детей эти состояния сочетаются с различными соматоневрологическими уклонениями — с задержками или ускорением роста и полового созревания, аномалиями строения черепа и всего скелета (макро-микро-оксицефалия), различными дисгенетическими признаками, неврологическими симптомами грубо органического поражения мозга и др.

В происхождении олигофрении участвуют очень многие преинтра- и постнатальные патогенные факторы — психопатическая наследственность, алкоголизм и сифилис родителей, внутриутробные и постнатальные энцефалиты, эндокринные и метаболические нарушения и многие другие. Анатомической основой олигофрении являются различные формы недоразвития и ранних поражений мозга — размягчения, рубцы, кисты, порэнцефалия, микрогирия, атрофии и склероз мозга и др.

Стремясь к внедрению этиологического и нозологического принципов в учении об олигофрении, С.С.Мнухин с сотрудниками разрабатывают в последние годы клинико-физиологическую группировку форм олигофрении, сводящуюся, в частности, к выделению стенической, астенической и атонической форм ее. Заслуживают внимания в этом плане формы, связанные с токсоплазмозом, резус-конфликтом, туберозным склерозом, неврофиброматозом, ангиоматозами, гидромикроцефалией, дизостозами черепа, болезнями Дауна и Лауренс — Моон —Бидля, определенными эндокринными нарушениями и заболеваниями обмена веществ (гаргоилизм, амавротическая идиотия) и др.

Помимо общего психического недоразвития, выделяют некоторые формы «частичного» недоразвития. К ним относят нарушения развития речи при сохраненном понимании ее (моторная алалия, косноязычие), нарушения понимания ее (сенсорная алалия), длительную неспособность овладеть навыками чтения и письма (врожденная алексия и аграфия). Все эти нарушения не являются у детей вполне изолированными и связаны, по-видимому, с преимущественным поражением определенных областей мозга.

Лечение олигофрении — в некоторых случаях причинное (противосифилитическое, гормональное), в других, особенно при астенической форме, — стимулирующими средствами (глютаминовой кислотой, алоэ, витаминами B6 и B12, церебролизином), иногда осторожная рентгенотерапия (облучения области межуточного мозга). Особенно важна правильная организация обучения и воспитания умственно отсталого ребенка.
 

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012