Главная

Приложение

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
I этап

1. Организовать щадящий режим (общий и речевой) на логопедических занятиях и дома, используя игры-молчанки.

2. Обучать детей технике правильной речи во время специальных игр (постановка нижне-диафрагмального дыхания, выработка спокойного темпа, умения делать опору на ударные гласные и соблюдать смысловые паузы).

3. Побуждать детей к правильной речи при общении с логопедом и друг с другом, создавая игровые ситуации. В самостоятельной и подготовленной речи допустимы лишь однословные фразы (вопросы, ответы, описания предметов, картинок...).

4. С первых занятий работать над выразительностью речи. Дети должны говорить однословно с вопросительной, утвердительной интонацией, с радостью, с огорчением, сердито и т. д.

5. Обучать детей релаксации мышц по контрасту с напряжением. В течение всего логопедического занятия следить, чтобы не возникало общее мышечное напряжение к моменту речи, напоминать о расслаблении отдельными рифмованными строчками из сеанса релаксации.

II этап

1. Рекомендовать родителям поддерживать щадящий речевой режим дома, включать успокаивающие игры и занятия по мере необходимости.

2. Постепенно активизировать речь детей на занятиях и дома, побуждая их к общению полными предложениями в игровых ситуациях и вне игры. В подготовленной и самостоятельной речи до-пустимы короткие фразы в один смысловой отрезок (диалоги, краткие рассказы, описания предметов...).

3. Продолжать контроль за соблюдением всех правил речи на занятиях и дома. При необходимости исправлять детей в образной форме. («Помни, мы уже в стране Полных ответов, скажи подробнее»; «Во время речи мы делаем паузы, остановки, чтобы набрать воздух и дальше говорить, как машина останавливается у колонки, чтобы набрать бензин».)

4. Работать над выразительностью речи. Обучать выделению «главного» слова в коротком предложении (делать логическое ударение).

5. Вызывать релаксацию мышц по представлению. Вводить элементы внушения. Напоминать при необходимости о расслаблении («Губы не напряжены, приоткрыты и теплы... Язык быть расслабленным привык...»).

6. Закрепляя навык свободного речевого общения в инсценировках, кукольных спектаклях и т. д., подробно разбирать особенности речи и поведения действующих лиц, чтобы побуждать детей к творчеству, перевоплощению.

III этап

1. Рекомендовать родителям соблюдать общий щадящий режим дома. В случаях рецидива заикания у некоторых детей возобновлять период молчания (как в первый месяц занятий).

2. Продолжать активизировать правильную речь детей при общении друг с другом и с логопедом; в сюжетно-ролевых играх, инсценировках, кукольных спектаклях. Пользоваться полными распространенными предложениями из двух-трех смысловых отрезков.

3. Работать над выразительностью. Продолжать контроль за соблюдением речевых правил.

4. Закреплять новый речевой навык, вызывая правильную спонтанную речь в свободных пересказах, при сочинении собственных сказок, сценок, сюжетно-ролевых игр.

5. Проводить внушение спокойствия и формул правильной речи. При необходимости исправлять речь детей, пользуясь формулами релаксации («Говорим неторопливо, очень четко и красиво. Паузы мы соблюдаем. Звук ударный выделяем»).

II. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ
I этап, 6-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения однословными фразами.

Оборудование. Карточки с буквой «У», предметные картинки, названия которых начинаются на ударный звук у, ручная кукла Мишка, альбомы детей, обруч.

Ход занятия.

1. Расслабление мышц рук (повторить упражнение «Кулачки», новое упражнение «Олени») – 10 мин.

2. Постановка правильного речевого дыхания: произнесение гласных звуков по одному и по два на одном длительном выдохе хором и индивидуально (игра «Мишка учит буквы») – 7 мин.

3. Выработка умения делать опору на ударный гласный звук в слове. Называние картинок (утка, утро...) и работа над интонацией (сказать вопросительно, утвердительно, с радостью и т. д.) – 7 мин.

4. Общение детей однословными фразами в игре (сценка «Обруч») – 10 мин.

5. Проверка домашнего задания по альбомам. Ответы на краткие вопросы детей и более подробные вопросы логопеда по картинкам, названия которых начинаются на ударный звук о (Кто рисовал? Что наклеил? Кто помогал? и т. д.), и о проведении игры-молчанки (В какую игру-молчанку играл? Что смастерил для игры? Сколько времени играл? и т. д.) – 15 мин.

6. Работа над выразительностью речи при чтении небольших стихов. Повторить стихи «Аист», «Эхо» (делать опору на ударные гласные, обозначить паузы хлопками рук куклы бибабо). Хоровое чтение с логопедом стихотворения «Удод» – 6 мин.

Задание на дом.

1. Добиваться расслабления мышц рук по контрасту с напряжением (упражнения «Кулачки», «Олени»).

2. Произносить гласные звуки по одному и по два на одном выдохе, точно артикулировать их (выполнять сидя, стоя, лежа).

3. Нарисовать или наклеить в альбом 10 картинок, названия которых начинаются на ударный звук у (подписать их, у – красного цвета). Четко на выдохе называть картинки, выделяя ударный звук у. Каждое слово повторить 5–6 раз с разной интонацией.

4. Поиграть в игру «Обруч», в игру-молчанку «Аквалангисты».

5. Выучить стихотворение «Удод». Отмечать паузы с помощью ручной куклы, мячом, маршировкой.

II этап, 14-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения полными короткими предложениями.

Оборудование. Карточка с цифрой «2», карта города Красивой речи, большой конверт с письмом, «золотой ключик», «волшебная дверца».

Ход занятия.

1. Расслабление мышц речевого аппарата (упражнения «Хоботок», «Лягушки», новое – «Горка») – 10 мин.

2. Тренировка правильного речевого дыхания, произнесение отдельных согласных и слогов (упражнения «Жук», «Комарик», «Гуси») – 3 мин.

3. Тренировка правильной выразительной речи короткими полными предложениями во время игры «Приглашение в страну Полных ответов» – 10 мин.

4. Проверка домашнего задания; рассказы детей о приготовленной дома карточке с цифрой «1» и рисунком полными короткими предложениями (Например: «Я сделал карточку. Мама мне нарисовала цифру «1». Я только раскрасил ее». И т. д.) – 12 мин.

5. Объяснение нового задания. Логопед показывает карточку с цифрой «2». На обратной стороне карточки аппликация «Бабочка». Задает вопросы, побуждая детей к разнообразным ответам. Например: Какая цифра здесь изображена? Какая работа выполнена с другой стороны карточки? Почему на карточке с цифрой «2» изображена бабочка? (У бабочки есть 2 крылышка. А еще у нее 2 усика.) Что еще можно изобразить на карточке с цифрой «2»? (можно нарисовать 2 крыла птицы, 2 руки...) – 7 мин.

6. Тренировка выразительной речи в имитационном чтении рае сказа «Сорока и заяц» – 6 мин.

7. Разыгрывание диалога «Сорока и заяц» с масками. Работа над интонацией, над движениями, необходимыми для роли, – 7 мин.

Задание на дом.

1. Добиваться расслабления губ, языка.

2. Сделать карточку с цифрой «2» и с рисунком.

3. Подготовить рассказ об этой поделке полными предложениями.

4. Поиграть в игру «Приглашение в страну Полных ответов».

5. Выучить диалог «Сорока и заяц» и разыграть его.

III этап, 30-е занятие

Цель. Формировать навыки свободного общения распространенными предложениями из двух-трех смысловых отрезков.

Оборудование. Игрушечная посуда, муляжи продуктов (поделки детей) и другие пособия к игре «Готовим сами», план города Красивой речи, шапочки с изображением гласных букв, корона для Ударения, жезл.

Ход занятия.

1. Внушение состояния полного мышечного расслабления и спокойствия. Речевые формулы в состоянии покоя – 10 мин.

2. Спонтанная речь в игре «Готовим сами»:

а) имитация и оречевление действий – приготовление различных «блюд», общение детей в это время (например: «Сейчас я приготовлю салат. //Я взяла огурец, // потом помыла его. // Костя, дай мне, пожалуйста, // твой нож. // Вот, бери, // только осторожно.»);

б) рассказы детей о приготовленном «блюде» и «угощение» друг друга (например: «Мы с мамой пошли в овощной магазин и купили помидоры. // Я выбрала самый красный //и как следует вымыла его. // Потом мелко нарезала лук // и заправила салат сметаной... Ребята, попробуйте мой салат. // Вкусно?») – 30 мин.

3. Тренировка выразительной речи в инсценировке сказки «Город Красивой речи». Вопросо-ответная беседа по содержанию сказки, выявление особенностей ее персонажей (например: «Почему ударение всеми управляет? Потому что ударение обозначает главный звук в словах, от ударения меняется смысл слова...» Дети надевают шапочки и разыгрывают сказку) – 15 мин.

Задание на дом.

1. Проводить релаксацию три раза в день.

2. Приготовить с помощью родителей любое кушанье. Принести его на занятие. Уметь рассказать, как оно приготовляется. Угостить детей.

3. Подготовить свою роль в сказке «Город Красивой речи».

Схема этапов логопедической работы

Занятия Разделы работы Содержание Игровые названия Домашнее задание Оборудование
I этап (первый месяц занятий)

1-4

Обследование детей

Сбор анамнестических данных; проверка речи детей.

 

Ответы родителей на вопросы логопеда.

Книги, картинки, поделки, игрушки к выбранному сюжету.

1-12

Охранительный режим

Установочная беседа с родителями: организация и проведение общего и речевого охранительного режима. Игры для проведения режима молчания.

«Молчанки»

Соблюдая режим дня, придумать и проиграть сюжеты игр; приготовить соответственно играм поделки, рисунки

Книги, картинки, поделки, игрушки к выбранному сюжету.

4-12

Релаксация

Расслабление конечностей по контрасту с напряжением

«Кулачки», «Олени», «Штанга», «Пружинки», «Ноги загорают», «Кораблик».

Добиваться расслабления по контрасту с напряжением.

Фотографии поз при релаксации.

2-10

Речевое дыхание

Постановка диафрагмального речевого дыхания: произнесение гласных по одному и по два на выдохе; называние предметных картинок с опорой на ударный гласный; чтение стихов на соответствующие гласные.
Использование минимального речевого материала в сюжетно- ролевых играх.

«Звуки-командиры».
«Сценки почти без слов».

Тренировать плавный речевой выдох с самоконтролем. Нарисовать и раскрасить красным цветом соответствующие гласные. К каждой гласной подобрать слова-картинки и четко их назвать. Показать «Сценку без слов»

Предметные картинки или игрушки, названия которых начинаются на отрабатываемый ударный гласный. Куклы бибабо.

3-12

Общение короткими фразами.

Выработка навыков свободного поведения, выразительной интонации, четкой артикуляции звуков. Выделение ударных гласных, соблюдение пауз. Называние и однословное описание предметов, картинок и т. д. Проведение сюжетно-ролевых игр.

«В стране Коротких ответов». Игры «Приезд в страну Коротких ответов», «В лесу» и т.д.

Выполнить рисунок, поделку; подобрать картинки; принести игрушки и т. д. и дать её описание короткими фразами. По своим альбомам подготовить вопросы к рисункам и картинкам. Выполнить поделки для оформления зала; сделать детали костюмов для выступления.

Игрушки, поделки, рисунки самих детей; реквизит к соответствующим играм.

12

Заключительное занятие.

Выступления детей (коллективные, индивидуальные).
Оценка первых успехов в соблюдении речевых правил.

Праздничный концерт.

 

Шапочки с изображением букв. Куклы бибабо. Самодельные значки, маски и т.д.

II этап (второй месяц занятий)

13-24

Охранительный режим

Соблюдение охранительного режима. Ограничение спонтанной речи.

«Молчанки»

Проводить с легко возбудимыми или ослабленными после болезни детьми для ограничения речевого общения.

Поделки, реквизит к играм.

13-24

Релаксация

Расслабление мышц шеи, речевого аппарата, диафрагмы. Внушение состояния покоя.

Упражнения: «Шарик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Лягушки», «Горка», «Волшебный сон»

Добиваться расслабления мышц по контрасту с напряжением. Вызывать ощущение общего покоя во время «Волшебного сна».

Фотографии поз при релаксации.

13-24

Речевое дыхание.

Упражнения на слитность и плавность произношения гласных (3-4 звука). На четкость и длительность выдоха при произнесении согласных.
Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы. Закрепление навыков плавного выдоха.

Упражнения: «Жук», «Насос», «Комарик», «Трубач», «Парад цифр».

Тренировать плавный речевой выход при четком произношении гласный и согласных.

Куклы бибабо.

13-24

Активизация развернутой речи.

Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из 1-3 смысловых отрезков. Составление небольших рассказов и пересказов с соблюдением речевых правил.

«В стране Полных ответов».

Составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам, отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих рисунках и поделках, сочинять и рассказывать сказки на заданные темы.

Картинки, план города Красивой речи, поделки, рисунки, игрушки.

15-24

Инсценировки.

Воспитание свободной эмоциональной речи в коротких сценках.

«Наш театр», «Наше кино», «Наши фантазии»

Учить диалоги и разыгрывать их по ролям.

Маски, куклы, бибабо, фланелеграф, декорации и реквизит для постановок.

24

Заключительное занятие.

Выступления детей.

«Кукольный концерт», «Веселый концерт» и т. д.

Рассказать о своих впечатлениях о праздничном концерте.

 

III этап (третий месяц занятий)

25-36

Охранительный режим.

Соблюдение охранительного режима.

«Молчанки».

Индивидуально – по мере необходимости. Повторять и придумывать новые сюжеты.

 

25-34

Релаксация

Внушение в состоянии покоя формулировку правильной речи.

«Волшебный сон»

Проводить «Волшебный сон» не менее трех раз в день.

 

25-34

Речевое дыхание

Повторение одного-двух упражнений на гласные и согласные. Тренировка в произнесении фраз с паузой.

 

Продолжать ежедневно дыхательно-артикуляционные упражнения.

Куклы бибабо.

25-36

Переход к спонтанной речи.

Обучение пересказам без опоры на наглядность и без домашней подготовки. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги.

Установки: «Покажи и расскажи», «Сочини и расскажи», «Просто так ты не гуляй – глазом острым наблюдай»

Проводить с ребенком имитационное чтение, слушать радиопередачи и пластинки – с последующим пересказом. Рассказать об экскурсиях, сочинять и рассказывать сказки.

Альбом детей; книги; поделки; рисунки детей и т.д.

25-35

Свобода речевого общения

Выработка навыков свободного общения в инсценировках и сюжетно-ролевых играх.

«На приеме у доктора Айболита», «Школа Карандаша» и т. д.

Провести экскурсию, прочитать нужные тексты, подготовить предполагаемые диалоги, изготовить нужное оборудование. Выучить текст роли в сценках.

Реквизит, соответствующий сюжету.

35

Заключительное занятие

Рассказы, сказки, представления.

Праздничный концерт.

Закреплять полученные речевые навыки в различных жизненных ситуациях.

Маски, куклы, значки, эмблемы и т. д.

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012