Главная

Речевое дыхание

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

У заикающихся в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Их речь порой неожиданно прерывается, и в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» – речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь станоится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха (а не умение вдохнуть побольше воздуха).

Специалисты знают, а родителям заикающихся детей необходимо разъяснить, что обычное жизненное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.

Речевое дыхание – во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от воли человека, от смысла и направленности высказывания. Если обращаемся к человеку, стоящему далеко от нас, то, «посылая звук», соответственно удлиняем выдох и усиливаем работу голосовых связок.

Установлено, что наиболее правильным (удобным) для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – дли-тельный, плавный (в соотношении 1:10, 1:15). Очень важно приучить заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха». Паузу в 2 секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед следит, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены. Артикуляция гласных и согласных звуков в каждом упражнении уточняется. Задания выполняются по 3–5 раз с паузами.

Приведем конспект одного занятия.

Оборудование. Артикулирующая кукла типа «петрушки» (Кошка, Лиса или любая другая ручная кукла).

Ход занятия

Логопед. Ребята, к нам в гости пришел Котик. (Незаметно для детей надевает на руку артикулирующую куклу и показывает её) – Здравствуй! (Говорит логопед, обращаясь к кукле.)

– Здравствуйте! (Говоря за куклу, логопед немного изменяет голос: кукла кивает головой логопеду и детям, широко открывает рот при произнесении ударного гласного.)

– Ах, ты умеешь разговаривать!

– Да! (Кукла поворачивается к логопеду, кивает и широко открывает рот.)

– Вот молодец, Котик! (Логопед обращается к кукле, потом – к детям.) Как он широко открывает рот, как громко, четко и красиво произносит звуки! (Опять смотрит на куклу.) – Котик, поучи детей также хорошо говорить звук а.

Под рубашкой куклы логопед распрямляет согнутый мизинец и безымянный палец – рубашка куклы приподнимается, имитируется диафрагмальный вдох перед произнесением звука; затем медленно опускает пальцы – демонстрируется плавный выдох при произнесении звука. Одновременно кукла открывает рот, как бы артикулируя звук а.

– Посмотрите, ребята, чтобы произнести звук а, Котик сначала делает правильный вдох: плечи у него опущены (показывает пальцем свободной руки), а животик надулся, как шарик (показывает). Вдох делает через слегка приоткрытый рот. (При помощи ниточки приоткрывает рот куклы, произносит а, медленно выдыхая воздух.) Как свободно, широко Котик открывает рот! А теперь сядьте спокойно, слегка продвиньтесь на край сиденья и откиньтесь на спинку стульчика. Положите правую руку себе на живот. (Логопед помогает каждому положить руку на область диафрагмы.) Ладонью будем проверять, как мы дышим: если правильный вдох, то живот надувается, как шарик; когда выдыхаем, этот шарик медленно уменьшается. Сейчас вместе с Котиком сделаем спокойный вдох, слегка приоткрыв губы, и на выдохе громко и четко произнесем а. (Аналогично произносятся на выдохе звуки э, я, е, и, ы, артикуляцию которых можно показать с помощью куклы. Звуки о, у исключаются.)

Упражнения выполняют все вместе. Затем каждый ребенок вместе с куклой (на руке логопеда) учится правильному речевому вдоху и произношению на выдохе заданного звука. Кукла – активный участник всей работы: кивает в знак одобрения, хлопает в ладоши, подпрыгивает, радуясь успеху ребенка, хвалит: «Молодец! Отлично!» Призывает: «Кто громче! Кто лучше?»

Если ребенок напряжен, поднимает плечи при вдохе, нечетко артикулирует и т. п., кукла отрицательно машет головой: «Еще поучись. Делай со мной! Делай, как я! Делай лучше меня!» И на последующих занятиях ручная кукла фиксирует внимание детей на речевом выдохе, дирижирует правой рукой, подчеркивает длительность и плавность выдоха, дает оценку ответам детей, подбадривает их.

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ

В упражнениях с 1-го по 5-е дети контролируют правильность речевого вдоха своей ладонью, которую кладут на область диафрагмы. Исходное положение для детей: свободно сидят на стульиках, смотрят перед собой.

1. «Задуй упрямую свечу». Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося ф. Логопед отмечает, у кого из ребят была самая упрямая свеча (полоска бумаги медленно отклонялась), хвалит тех, кто справился с непослушной свечой (т. е. того, кто более длительно выдыхал).

2. «Мишка учит буквы». У логопеда – набор букв, обозначающих гласные звуки, на правой руке кукла бибабо (Мишка). Дети свободно сидят на стульчиках. Логопед показывает буквы, объясняя артикуляцию каждого звука. Мишка произносит каждый звук то низким («толстым») голосом, как Медведь, то высоким, тонким, детским, как маленький Мишутка. Дети по одному произносят звуки, как Медведь или как Мишутка. В этой игре можно распределять и менять роли, чтобы произношение отдельного звука было интонационно окрашено. Например, Медведь не сразу понял, как правильно произнести звук, и переспрашивает: А?, а затем усвоил: А!.

Аналогично обыгрывается произношение на выдохе двух гласных одновременно. Предъявляются сразу две буквы: а — э, а — у и т. д. Появляется новое требование: слитность произношения.

3. «Игра-загадка». Логопед беззвучно артикулирует один-два гласных звука, дети должны озвучивать их. Логопед одобряет тех, кто угадал верно, произнес звук на длительном выдохе. Аналогичные загадки предлагают по очереди и сами ребята. Эту игру можно назвать и по-другому: «Немое кино» или «Пропавший звук» и т. п.

4. «Шину прокололи». Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину») и, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком ш)

5. «Перекличка животных». Логопед распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.

В упражнениях с 6-го по 11-е вдох ладонью не контролируется. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

6. «Трубач». Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»: пф. Логопед хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в «трубу».

7. «Жук». Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – ж одновременно опуская руки вниз.

8. «Комарик». Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик – з; быстро вернуться в исходное положение; новый вдох — и поворот и другую сторону.

9. «Топор». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки–вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.

10. «Ворона». Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

11. «Гуси». Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выходе произнести го, гы.

Предложенные игры для выработки длительного свободного выдоха проводятся на материале звуков и слогов. Постановка речевого дыхания по усмотрению логопеда производится на гласных звуках или звукоподражаниях начиная с первого занятия. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий. В разделе «Общение короткими фразами» даются игры с несколько усложненным речевым материалом (т. е. дети пользуются короткими предложениями, произнесенными на одном выдохе). Речевой материал от занятия к занятию усложняется, но контроль логопеда за правильностью речевого дыхания не прекращается.

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают так называемые «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной вырази-тельной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих представлений используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания (ш, пф, у и т. д.), отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Детям застенчивым, робким, с выраженным страхом речи предоставляются роли, требующие звукоподражаний или междометий (например, роль котенка, который ни за что не хотел научиться говорить и повторял: «Мяу»).

Вступление в речь облегчается тем, что почти все предлагаемые звукоподражания и слова начинаются на определённый гласный звук. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. Участвуя в «сценках», дети постоянно общаются друг с другом при самом ограниченном речевом материале, учатся свободно двигаться по «сцене», изображать определенный персонаж. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей (например, придумать новую кличку изображаемым животным так, чтобы слово начиналось на заданный гласный звук), их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д. Размеренное повествование сказочника, слегка насмешливая интонация, шутливый тон, каким логопед рассказывает и показывает комичные были-небыли, вводят детей в непринужденную атмосферу спокойного неторопливого разговора.

Каждое представление дает возможность безречевых контактов и психологически настраивает на общение без слов. Родители могут использовать эти игры во время щадящего речевого режима.

На каждом из первых 9–10 занятий логопедического курса проигрывается такая «сценка», рассчитанная (вместе с рассказом и показом логопеда) не более чем на 10 минут. Речевой материал ее соответствует установке занятия. Так, согласно цели отработать плавный выдох и уточнить артикуляцию звука а разыгрывается сценка «Авва и Альфа», для звука о — «Оля и Ойка» или «Обруч». На каждый гласный звук предложены маленькие сюжеты. Этот гласный объявляется дежурным. «Сценки без слов» разнообразят игровые приемы для тренировки правильного речевого дыхания, позволяют вести работу над интонационной выразительностью речи буквально с первого занятия, создают условия для свободного общения детей, предоставляют им возможность реализовать естественную способность к перевоплощению, учат ребят двигаться и раскованно держаться.

Рассказывая и показывая (с куклами-петрушками, с мягкими игрушками или с силуэтами персонажей из картона...) какой-либо сюжет, логопед предлагает детям (по одному или всем вместе) сразу же повторять слова на отрабатываемый гласный звук, а потом и самостоятельно договаривать фразы. После рассказа и показа логопеда дети разыгрывают сценку. Логопед помогает, подсказывая ситуацию, действия, слова, междометия, звукоподражания. Широко известные сюжеты из произведений С. Маршака, К. Ушинского, К. Чуковского («Усатый-полосатый», «Еж и заяц», «Путаница» и др.) могут послужить основой для «сценок».

Наиболее подробно представлена первая сценка — «Авва и Альфа». В остальных предлагается лишь сюжет без подробных методических объяснений.

1. «Авва и Альфа». Оборудование. Игрушки (мягкие или куклы-петрушки): обезьяна, собака, кукла-девочка с буквой «А» на платье, ширма для кукольного спектакля, на которой укреплен картонный домик; маски собаки, обезьяны; буква «А».

Ход игры.

Логопед рассказывает и показывает по типу театра игрушек или кукольного спектакля. Дети смотрят и проговаривают отдельные слова, контролируя рукой правильное диафрагмальное дыхание.

Логопед. Сегодня дежурная буква «А». Значит, многие слова и игре должны начинаться с этой буквы. Произносить этот звук надо четко, громко.

Жила-была маленькая собака (на руке логопеда появляется кукла-собака). Она любила бегать, прыгать и весело лаять: «Ав, ав, ав...» (Артикулирующая кукла широко открывает рот.) Как лаяла собака? (Дети по одному показывают, как лает собака.)

Логопед. Ее кличка начинается со звука А. Угадайте, как ее звали: «А-в, А-в...»

Дети. Авва. (Если дети не угадывают, то логопед им подсказывает.)

Логопед. Одной Авве играть было скучно, и она пошла искать себе друга. Около леса Авва увидела домик. «Кто живет в нем? – подумала собака и стала лаять: Ав, ав, ав...» На лай из домика вы бежала любопытная обезьяна. Это она жила в домике. Ее имя тоже начиналось на звук а. Кто придумает ей кличку?

Дети. Ада, Амка, Аза, Анка, Альфа. (Если дети сами придумать не могут, то логопед подсказывает.)

Логопед. Правильно, ее звали Альфа. Авва, увидав обезьянку, обрадовалась, стала весело лаять: «Ав, ав, ав» – и махать хвостиком. (Кукла показывает.) Это она хотела сказать: «Давай поиграем вместе». Как Авва приглашала Альфу играть?

Дети (весело, радостно). Ав, ав, ав...

Логопед. Обезьяна раньше не видела собак и сначала удивилась: «А?» Как она удивилась?

Д е т и (изображают удивление обезьяны). А?

Логопед. Затем Альфа решила отогнать Авву от своего домика, оскалила зубы и даже хотела укусить: «Ам». Как обезьяна хотела укусить Авву?

Дет и. Ам, ам...

Логопед. Авва отбежала в сторону и обиженно, грустно залаяла: «Ав, ав» – это она хотела сказать: «Эх, ты, я хотела с тобой дружить, а ты кусаешься. Как не стыдно!» Как лаяла Авва?

Дети (с обидой). Ав, ав...

Логопед. Альфа стала прыгать возле домика, размахивать лапами и взволнованно говорить: «Ах, ах, ах!» Как обезьяна волновалась?

Дети. Ах, ах, ах!

Логопед. Альфа боялась Аввы, и в то же время ей хотелось поближе познакомиться с собачкой. Тут пришла буква «А». Она посмотрела на Авву, потом на Альфу (кукла на руке логопеда по-ворачивается в одну сторону, затем в другую) и сразу все поняла. «Ай, ай, ай»,— укоризненно покачав головой, сказала буква «А». Как буква «А» пристыдила Альфу?

Дети. Ай, ай, ай...

Логопед. Потом буква «А» решила их познакомить: «Это Авва. Это Альфа». (Собака и обезьяна кланяются друг другу.) Затем обезьяна подбежала к собаке, протянула лапу и сказала: «Альфа», а собачка, протянув лапу, тявкнула: «Авва». Затем Альфа, Авва и буква «А» играли в мяч. Они кидали мяч друг другу, называя клички того, кому брошен мяч: «Авва, Альфа!»

– Вы видели, как ссорились и мирились Альфа и Авва. Перед вами выступали игрушки. А сейчас вы сами будете артистами. Кто из вас может показать, как бегает и лает Авва?

Логопед вызывает одного из желающих, надевает ему маску собаки (на голову) и просит показать, как бежит собака.

– Коля прекрасно показал собаку. Собачка, собачка (поворачиваясь к Коле), скажи на своем собачьем языке, как тебя зовут?

Ребенок (мелко семенит, передвигаясь по комнате). Ав! Ав!

Логопед. Коля – прекрасный артист, держится свободно, говорит громко, широко открывая рот, четко произносит звуки, правильно дышит. Дети, интересно, а вы понимаете собачий язык? Какая кличка у собаки?

Дети. А-вва.

Логопед. Теперь надо показать встречу собаки с обезьяной. Выступать будете двое: за собаку и обезьяну. Как представлять собаку – вы видели. Кто теперь выступит и покажет Авву? (Вызывает одного из желающих.) А кто покажет трусишку обезьянку Альфу? (Вызывает желающего.)

Артисты с помощью логопеда надевают соответствующие маски, обезьяна большими прыжками отправляется в свой домик (садится па стульчик, к спинке которого прислонен силуэт картонного домика), Авва бежит к домику мелкими шажками и радостно, громко, широко открывая рот на гласном а, лает: «Ав! Ав!» Альфа выскакивает прыжком из домика, вопросительно разводит руками и испу-ганно спрашивает: «А?», потом прыгает к собаке, хочет ее укусить: «Ам!» Но тут же испуганно отпрыгнула: «Ах! Ах!»

Логопед. Авва обиделась, Альфа испугалась. Но тут пришла рассудительная буква «А» и пристыдила Альфу: «Ай, ай!» (Буква «А» знакомит собаку и обезьяну: Авва — показывает рукой, Альфа — поворачивается и показывает другой рукой. Альфа и Авва кланяются друг другу. Затем подходят друг к другу.)

– Альфа подает лапу Авве («артисты» подают друг другу руки), стали они друзьями, дружат до сих пор, а главное – прекрасно понимают друг друга, любят играть. Вот мяч – покажите, как они играют. (Дети играют в мяч, перекидывая друг другу, и, произнося звук а, называют друг друга.

После выступления артисты раскланиваются, зрители им аплодируют. Потом также выступают все дети группы.

Все действия подсказывает «артистам» логопед (в неторопливом темпе, голосом чуть тише обычного).

Задание. Сыграть роли Аввы, Альфы и буквы «А». Слова (Авва, Альфа, ам, ах, ай, ав, а) произносить с разной интонацией, четко, с опорой на ударный звук а.

В дальнейшем после каждой «сценки» логопед дает подобное падание на соответствующий гласный звук.

По окончании игры – оценка речи и поведения детей.

2. «Эдик и Элла». Оборудование. Ручные куклы (девочка, мальчик и Петрушка), ширма.

Ход игры.

Логопед. Гулял как-то во дворе мальчик. Угадайте его имя. Имя этого мальчика начинается со звука э. (На руке логопеда появляется кукла-мальчик. Дети угадывают имя: Эрик, Эдик...) Правильно. Этого мальчика звали Эдик. В это время пришла девочка. Ее имя тоже начинается со звука э. Угадайте. (На другой руке логопеда появляется кукла-девочка. Дети угадывают: Эмма, Эльза, Элла.) Это Элла. Эдик позвал Эллу: «Эй! Эй!» (Кукла машет рукой по направлению к себе.) Эллу обидело такое невежливое обращение. «Эх!» — обиженно махнула Элла рукой и повернулась спиной к Эдику, отошла от него подальше. (Машет рукой, поворачивается спиной и передвигается на другой конец ширмы. Логопед вызывает помощника, который молча держит куклу Эллу на грядке ширмы.)

— Эдик понял свою ошибку и вежливо Позвал ее: «Элла». Но Элла не повернулась. Она все еще обижается. А из-за угла дома выглянул Петрушка и стал повторять то, что говорит Эдик.

Эдик. Элла!

Петрушка. Элла!

Эдик. Эллочка!

Петрушка. Эллочка!

Эдик очень удивился и стал оглядываться по сторонам. (Кукла Эдик поворачивается то в одну, то в другую сторону.) «Что это?» Элла повернулась (по знаку логопеда ребенок поворачивает куклу, за которую говорит логопед) и сказала: «Это эхо». А Петрушка вышел из-за дома и сказал: «Это не эхо. Это – я». Рассмеялись Элла и Эдик, помирились.

Потом дети сами выступают в роли кукловодов, надев на руки кукол, разыгрывают эту сценку.

Затем логопед предлагает детям сыграть эту сценку без кукол. Возможны вопросы и ответы детей друг к другу: «Это Элла?», «Это Элла!», «Это Эдик!» (осуждающе качая головой и т.д.).

В конце логопед оценивает речь детей и исполнение роли: «Оля очень хорошо выступала за Петрушку, говорила звук 9 четко, громко, на выдохе. Дима – хороший кукловод, он хорошо управлял своей куклой, но говорил не очень красиво. Дима еще поучится выступать за Эдика, и в следующий раз его кукла будет говорить громко и четко». И т. д. Подобные оценки логопед дает и в дальнейшем после каждого представления.

3. «Обруч». Оборудование. Обруч, картинки на ударный , гласный звук о – окунь, овощи, обувь и т. д.

Ход игры.

Логопед (вызывает мальчика и девочку). Это – Оля (указыает на девочку), а это – Коля (указывает на мальчика). Как звали детей? (Дети, контролируя речевой выдох, по одному произносят имена.)

– Оля и Коля катали на берегу реки Обь обруч. Что катали дети? (Дети произносят: обруч.)

– Как называлась река?

Дети. Обь.

Логопед дает Оле обруч. Оля толкает обруч: «Оп!», обруч прямо катится к Коле, Коля ловко ловит обруч: «Оп!»

Логопед. Дети были очень рады. Коля катит обруч Оле: «Оп!» Оля взмахнула руками, обруч упустила. Обруч упал в Обь. Оля стоит на берегу и плачет: «Ой, ой, ой!»

Коля изображает, как он прыгает в Обь, достает обруч и отдает Оле: «Вот!»

«Ох!» – обрадовалась Оля.

Дети продолжают игру. Оля катит обруч и произносит слово на ударный звук о, например окна, окунь и т. д. Коля возвращает ей обруч и тоже произносит слово на звук о и т. д. Если дети не могут придумать, то логопед помогает им, показывая картинку, название которой начинается с ударного о.

Игру «Обруч» можно проводить с другими звуками. Объявляется дежурным любой гласный. Дети вспоминают слова, начинающиеся на заданный звук.

4. «Игры детей». Оборудование. Куклы (девочка Ира, мальчик Игорь), картинки (ива, иволга, ослик, поросенок, жеребенок).

Ход игры.

Логопед. Сейчас мы посмотрим, как играли Игорь и Ира. Гуляли как-то дети. Увидел Игорь — дерево «плачет»: ветки к реке опустились. Показал он его Ире. А Ира говорит: «Ива?». «Ива»,— подтвердил Игорь. Слышат они, птица поет. Ищут Ира и Игорь гнездо. Искали, искали и увидели высоко на дереве корзиночка-колыбелька качается, а возле нее птичка поет: «И... ив в-ги!» То как флейта поет, то как рассерженная кошка мяукает. Удивилась Ира. Что это за птица? А вы, дети, как думаете, какая это птица? (Логопед показывает картинку.) «Иволга это!» – сказал Игорь. Погуляли дети и пошли на площадку для игр.

– Сейчас вы покажете, как гуляли Ира й Игорь, что они сказали, увидев дерево и птичку. (Изображают по двое.) А теперь покажите, как Ира и Игорь катались на карусели. Поставьте кругом стульчики, прикрепите к их спинкам картинки (поросенок, ослик, жеребенок и др.). Как визжит поросенок? Как кричит ослик? И т. д.

5. «Умка и Улька». Оборудование. Кукла бибабо (или мягкие игрушки), волк и медведь. Маски волка и медведя. Буква «У».

Ход игры.

Логопед. Лес. (Жестом предлагает детям встать со стульчиков.) Сильный ветер прилетел в гости к деревьям, раскачивает их. Покажем, как качаются ветки деревьев и в них гудит ветер. (Дети раскачиваются, держа руки над головой, гудят низко, протяжно, приглушенно: у-у-у.) А далеко-далеко едет поезд. (Логопед соответственно выстраивает детей.) Впереди поезда – паровоз. Он тянет за собой все вагончики. Труба паровоза похожа на букву «У». (Показывает карточку с буквой.) И вы все сделайте губы трубочкой и потяните веселую песенку паровоза... А поезд этот везет пассажиров. Привез он в лес лесорубов с топорами. (Жестом останавливает поезд.) Лесорубы сразу взяли в руки топоры и принялись за работу: «У-ух!» (Рубят дрова вместе, потом – по одному.) А в чаще леса гулял маленький неуклюжий медвежонок (надевает на руку куклу), такой увалень. Ходит, переваливается (показывает кукла, а потом все дети). «Умный ребенок – мой медвежонок», – сказала мама-медведица. И назвала своего малыша именем самого большого белого медведя (если дети не угадают, логопед подсказывает) Умкой. Малыш Умка слышит: ветер гудит, паровоз кричит; лесорубы рубят. (Все действия соответственно изображаются детьми.) Очень испугался. Ушки лапами закрыл, бегает, от страха еще больше переваливается, скулит тоненьким голосом У-у. (Кукла показывает.) Хочет Умка домой в берлогу, а от страха дорогу домой забыл. Что делать Умке? И вот прибегает на помощь Умке дружок волчонок по кличке У... (если дети кличку не придумают, логопед подсказывает – Улька, надевает куклу волка на левую руку). Улька подбежал к медвежонку, взял его за правую лапу (показывает на куклах) и вместе дружно завыли, пугая лесорубов: «У-у-у!» Умка повеселел, старается подвывать громче да пострашнее. Стало зверятам весело. Страх у Умки исчез. И стали они дружно плясать (куклы вертятся, ритмично подпрыгивая, сходятся, расходятся): И-их! У-у-ух!

6. «Яна и Яша». Оборудование. Картинка яблони или искусственные ветки яблони, муляж яблока, ручные куклы (девочка и мальчик), ширма.

Ход игры.

Логопед (рассказывает и показывает). День был осенний, но ясный. Солнце светило ярко. Девочка Яна со своим братом Яшей пришла в сад. Как звали девочку и мальчика?

Дети. Яна и Яша (проговаривает каждый).

Логопед укрепляет на ширме ветки яблони или картинку яблони.

— Яна, старшая сестра, показывает Яше яму, предостерегает: «Яша, яма!» (Дети грозят пальчиками и повторяют с предостерегающей интонацией: «Яша, яма!») Яна показала младшему брату на дерево и сказала: «Яблоня». Яша удивленно: «Яблоня?» Яна посмотрела на яблоню и увидела яблоко. «Яблоко! Яблоко!» — закричала она. «Яблоко?» – удивился Яша. «Яблоко», – подтвердила Яна и стала тянуться вверх, чтобы достать яблоко. А дотянуться не смогла. Смотрит Яна вокруг, как бы достать яблоко. Увидала ящик. Обрадовалась: «Ящик, ящик!» Принесла ящик под... (яблоню). Сорвала... (яблоко). Малыш Яша тянет ручонки: «Я, я, я!» Яша тоже хочет залезть на ящик. Яна спрыгнула с ящика и качает головой: «Ай-ай-ай! Яша – якалка?» (Показывает Яше яблоко.) Яша рад: «Яблоко!» Яна дала яблоко... (Яше). Яна сказала: «Яблоко круглое как земля! Яблоко румяное как заря!» Малыш Яша повторить это не может. А вы все повторите то, что сказала Яна. Говорите четко, с паузами. (Дети повторяют.)

7. «Ёжка и Ёкки». Оборудование. Маски ежа и зайца. Шапочки – зеленые обручи с изображениями елки. Воздушные шары желтые, красные, оранжевые (можно нарисованные на картоне). Пузырек с йодом. Буква «Е».

Ход игры.

Логопед (рассказывает в сказочной манере, интонацией показывая, что дети сами должны закончить фразу). Сегодня дежурит буква «Ё». Посмотрите, она напоминает ветки колючего дерева... Ёлки), Давайте изобразим ёлочки. (Всем раздает шапочки. Дети надевают.) Встаньте неровным кругом. Немного отведите руки от бедер, а пальцы растопырьте. Так стоят в лесу... (ёлки). (По ходу игры дети опускают руки, стоят свободно.) Под одной из елок бегал колючий зверек... (ёж). Ты первым угадал, вот и будешь ежиком в нашей игре. (Заменяет шапочку ёлки маской ежа.) Его кличка тоже начинается со звука ё. Придумайте ему имя (Ёжичек, Ёжка). Верно – Ёжка! Бегает наш... (Ёжка) от ёлочки к... (ёлочке), грибы ищет, а ёлочки играют с ним ветвями. (Дети дотрагиваются до него растопыренными пальцами.) Вдруг остановился... (Ёжка). Он увидел под ёлкой серого трусливого зверька... (зайку). Ты верно угадал, будешь зайкой. (Шапочка заменяется маской зайки.) Съежился зайчик, дрожит, озирается по сторонам: волка боится, «ЁЖИШЬСЯ? ХОЛОДНО?» – спрашивает его... (Ёжка). «Нет», – отвечает зайка. (Машет головой и лапкой.) «Ой! Ой!» (Пугливо смотрит, нет ли волка, а лапку прижимает к левой стороне груди.) Догадался Ежка, что у зайца от страха ёкает сердце. «Ёкает?» – спрашивает ёж. «Ёкает!» – жалуется зайка. «Значит, ты – Ёкки», – говорит ёж. Так он назвал пугливого зайчонка. Захотелось Ёжке развеселить трусишку... (Ёкки). Давай поиграем с этими... (ёлочками). Елки протянули свои колючие ветки навстречу... (Ёжке и Ёкки). Ему весело, а зайчик сразу уколол лапку. «Ой! Ой!» – хнычет зайка и лапку показывает... (ежу). Ёжка берет пузырек, вату, смазывает лапку. «Йод! Все пройдет!» А Ёкки пищит: «Ой, ой. Йод!» (Дует на лапку.) Стал Ёжка думать, как порадовать бедного зайку. (Ёж садится в задумчивую позу, трет лоб, наконец с довольным видом весело смотрит на всех, подняв вверх палец.) Вспомнил Ёжка, что у него есть воздушные шары, красивые, как маленькие солнышки на ниточках. Самый яркий он подарит зайчонку. «Ёкки, тебе».— «Ёжка, спасибо!» — подпрыгнул от радости зайка. Остальные шарики они раздают зеленым... (ёлочкам). Каждая благодарит: «Ёжка, спасибо! Ёкки, спасибо!» Все встали « веселый хоровод, машут своими солнышками, смеются! Теперь вы сами покажете, как ёжик встретил Ёкки, как спрашивал и развеселил его. Ёкки совсем забыл о своем страхе и даже сам придумал новую веселую игру: солнышко в прозрачном мыльном пузыре. Стали они пускать мыльные пузыри в солнечное утро на лесной полянке. Вот и задание на дом: поиграть в эту игру. Чем больше веселых радуг заискрится в ваших мыльных пузырьках, чем больше солнышек вы сделаете, тем веселее будет всем зверятам и ребятам! А чтобы не лопнул мыльный пузырь, а летел выше, надо сделать глубокий вдох и спокойно, равномерно дуть в трубочку (соломинку), когда выпускаете свои мыльные пузыри.

8. «Если бы...» Оборудование. Маски медведя, ежа, зайца, клюв для сороки, кукла-девочка, на ее платьице буква «Е».

Ход игры.

Логопед (рассказывает в спокойном, неторопливом темпе, слегка насмешливо). Если б сорока говорить умела, она про все б рассказала – что было и чего не было. Как медведь много ел, как ехали медведи на велосипеде. А все звери друг друга спрашивали: правда ли, что ехали да что при этом ели, ехали ли быстро или еле-еле, доехали ль до ели или не успели. А мы с вами сорочьих разговоров не слыхивали, а смешные небылицы показать и сами можем... Кто покажет болтунью-сороку? (Желающему помогает надеть на голову шапочку-клюв.) Кто будет играть роль ежа, зайца, медведя? (Каждому желающему надевается соответствующая маска-шапочка.)

Логопед (говорит и подсказывает действия). Медведь, иди своей неуклюжей походкой в берлогу (подставляет большой стул), садись и жуй, а время от времени сердито рычи: «У». Заяц, прыгай к своей осинке, покажи, как ты дрожишь от страха. Еж-ворчун, беги под свою ель, мелко-мелко перебирая лапками, и пыхти: «Пых-пых, пф-пф». А ты, сорока-белобока, лети, смотри, как медведь ест, удивляйся, руками маши, как крыльями. От удивления глазами моргни да подпрыгни. Посмотри внимательно на медведя да вопрос ему задай: «Ешь?» Медведь, медленно подними глаза на сороку, лениво кивни и отвечай грубым голосом: «Ем». Сорока, ты опять от удивления подскочи и лети со своей новостью к ежу и расскажи ему: «Ест!» А ты, еж, пофырчи, на сороку внимательно посмотри, удивленно лапками разведи: «Ест?» Сорока, лети дальше, посмотри на букву «Е» (она случайно среди елей заблудилась) и даже букве сообщи: «Ест!» Зайка, ты от страха дрожи и у сороки испуганным голосом спроси: «Ест?» Сорока, кивни головой, успокой зайку: «Ёкки, не дрожи!» Заяц, покажи, как ты перестал дрожать, а от радости даже в ладошки захлопал: «Ест!»

Игра продолжается, логопед подсказывает действия и ответы: Сорока летит, сообщает зайцу: «Едут! Едут!» Заяц испуганно отпрыгивает: «Едут?» Еж бежит, пыхтит: «Еле-еле?» Сорока, презри-тельно махнув: «Еле-еле!» Медведи (двое-трое детей, сидя верхом на детских стульчиках, держась за спинку, как за руль, изображают, что они едут, радостно сообщают): «Едем! Едем!» Потом встают со стульчиков, ставят их на место. Сорока летит и опять всем сообщает: «Ехали! Ели!» И т.д.

9. «Как Юля учит кошку говорить». Оборудование. Ручная кукла-кошка, буква «Ю».

Ход игры.

Логопед (кукла-кошка надета на левую руку). Жила на свете девочка. Ее имя начиналось со звука... (показывает букву «Ю»). Угадайте имя девочки. (Дети по одному читают букву «Ю». Затем называют имя девочки: «Юля».) Как-то мама читала Юле рассказ «Ю-Ю», про кошку. Автор его А. И. Куприн. Юля так и назвала своего котенка Ю-Ю, а ласково Юшка, Юшенька. (Каждый ребенок повторяет имя котенка: Ю-Ю, Юшка.) Ю-Ю была очень умным котенком. Юля решила, что сумеет научить Юшку говорить. Для обучения Юля брала только слова, которые начинались с ее буквы (логопед показывает букву «Ю»): Юра, юный, юг, юнга, юбка).

Вот послушайте, как Юля обучала свою Ю-Ю.

Юля: Юшка, скажи «Юра».

А котенок говорит: «Мяу».

– Юшенька, скажи «южный».

А Юшка – «мяу».

Юля рассердилась: «Все мяу да мяу, вот какая глупая Юшка»... Покажем, как Юля учила кошку.

По желанию детей назначается хозяин или хозяйка кошки. Юра (или Юля) идет на середину комнаты и зовет к себе «кошку» (выбирает кого-нибудь из детей): «Юшка, кс, кс, кс...» (Юшка выбегает, передвигаясь мягко, легко.) Юра надевает на голову выбранного им ребенка маску кошки.

Юра. Ю-Ю, скажи «Ю-ля».

Ю-Ю. Мяу! (Умывается лапой.)

Юра. Ю-Ю, скажи «ю-нга».

Ю-Ю. Мяу. (Сердито выставляет «коготки».)

Юра. Юшенька, скажи «юркий».

Ю-Ю. Мяу, фр-фр. (И убегает.)

Юра. Мяу да мяу (сердито машет рукой). Вот какая глупая кошка!

Возможно продолжение игры с детскими импровизациями.

Юра. Поучу-ка я щенка говорить. (Зовет щенка, характерно причмокивая губами и языком.) Юкон, Юкон! (Прибегает щенок, лает. Юра его обучает, он повизгивает, рычит, виляет хвостом, убегает и т. д.)

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012