Главная

Куклы-петрушки

Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядочению и согласованности речевой моторики заикающегося способствуют многообразные мелкие движе-ния пальцев руки. Этим и обусловлено применение ручных кукол или устранения заикания. Уже один вид «веселого человечка», который оживает и действует на глазах зрителей, вызывает большой интерес у них, создает непринужденную праздничную атмосферу, побуждает к речевому общению. Огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять куклой. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Особенности ручных кукол позволяют логопеду широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация обычного кукольного представления. Логопед делает куклу участником занятия. С ее помощью в игровой форме логопед обучает детей речевой технике, незаметно исправляет запинки в речи. Куклы являются наглядным пособием на логопедических занятиях и при проведении расслабляющих упражнений. Они используются в воспитательных целях.

Взрослые легко смогут овладеть техникой вождения куклы и обучить этому детей. Начинать работу надо с упражнений, которые проводятся за обычным столом. Рабочая поза: кукловод сидит прямо на стуле, слегка сдвинувшись на край и откинувшись на его спинку; правая рука согнута в локте, запястье плотно прижато к краю стола, локтевая часть – под столом, а кисть руки с надетой на нее куклой – над столом. Рука повернута ладонью к зрителям.

Возможен и другой вариант. Дети сидят на маленьких стульчиках. Перед каждым – спинка большого стула. Правая рука с куклой вытянута вверх, запястье опирается о край спинки стула, кисть располагается над спинкой. Левой рукой ребенок может держаться внизу за сиденье большого стула или за его ножку (но не за верхний край спинки стула рядом с куклой).

В работе за столом в качестве ширмы можно использовать книгу большого формата. В этом случае локоть правой руки располагается на столе, запястье опирается на край книги. Книгу кукловод держит левой рукой.

В любом варианте важно следить за уровнем куклы на ширме. Не опускать ее ниже уровня ширмы, что сделает куклу невидимой для зрителя, и не поднимать выше уровня ширмы, чтобы не обнаружить секретов управления. Исходная позиция руки следующая: раздвинутые большой и средний пальцы, высоко поднятый прямой указательный палец; рука повернута ладонью к зрителю. Логопед показывает детям, объясняя каждое свое движение, как последовательно надевается головка куклы – на указательный палец, правая ручка куклы – на средний палец, левая ручка – на большой палец. Мизинец и безы-мянный пальцы плотно прижаты к ладони.

Объяснение детям можно провести следующим образом:

Логопед. У меня на правой руке Петрушка, а на левой – кукла-невидимка (левая рука без куклы принимает исходную позицию). А теперь все поднимите правую руку, сложите пальцы, как я. Как будто на правой руке у вас тоже куклы-невидимки. Сейчас я поздороваюсь с Петрушкой. (Смотрит на куклу.) Здравствуй!(Петрушка отвечает поклоном и поворачивается к логопеду). А теперь, Петрушка, поздоровайся с невидимками. (Петрушка поворачивается к детям и приветствует каждого.)

Петрушка ((логопед говорит высоким голосом). Здравствуй! (Наклоняет голову куклы на ударном гласном в слове.)

Дети (по одному). Здравствуй! (Сгибают указательный палец соответственно произношению ударного гласного.)

Логопед (смотрит на свою куклу). Петрушка, все невидимки с тобой поздоровались?

Петрушка. Все! (Поворачивается к логопеду и подчеркивает наклоном головы ударный е.)

Логопед (глядя на куклу). Все хорошо говорили?

Петрушка (повернувшись к логопеду). Хорошо! (Слегка подпрыгивает.)

Логопед. Ты рад, что пришел к нам?

Петрушка. Очень рад! (Хлопает в ладоши и прыгает, потом поворачивается к детям.) А вы, мои друзья-невидимки, рады?

Каждый ребенок отвечает за куклу-невидимку: «Я рад». «Я рада». (При этом сгибает указательный палец соответственно произношению ударного гласного.)

На последующих занятиях и в заданиях по закреплению логопед предлагает детям учить говорить своих кукол-невидимок. Для этого отбираются наиболее доступные из предложенных упражнений. Опыт показал, что дети быстро и с удовольствием овладевают куклами.

Дети шестилетнего возраста довольно легко усваивают работу с бибабо, а пятилетним нужно давать самое простое управление куклой.

В приведенной ниже таблице дано описание основных движений руки, которые необходимы, чтобы управлять куклой.

Слова куклы Движения куклы Движения руки и пальцев кукловода

«Я рад!»
«Прекрасно!»
«Молодец»
«Очень хорошо!»
«Умница!»

Подпрыгивает, хлопает в ладоши

Правую руку слегка приподнимать и опускать, чтобы запястье все время было на уровне края ширмы. Движения должны быть ритмичными. Так кукла показывает прыжки. Быстрые движения большого и среднего пальцев, которые соединяются и разъединяются, показывают хлопки.

«Дай!»
«Иди сюда!»
«Еще!»

Машет левой или правой рукой к себе. Машет правой рукой.

Попеременно сгибаются и разгибаются верхние два сустава среднего или большого пальца. Средний палец, не сгибаясь в суставах, машет.

«Раз-два-три-
четыре»

Руки вперед, в стороны.

Большой и средний пальцы разводятся в стороны и соединяются под счет.

«Ой-ой-ой».
«Я обиделся».
«Я плачу».

Кукла закрывает лицо двумя руками.

Указательный, средний и большой пальцы собираются щепоткой, а кисть руки отклоняется вправо- влево. Локтевая часть неподвижна.

«Подумаю».
«Ну и задача!»
«Да-а-а!»
«Как же быть?»

Правой рукой кукла чешет затылок.

Средний палец – слегка согнутый – как бы поглаживает ноготь указательного пальца.

«Я знаю».
«Я хочу ответить».
«Вызовите меня»

Поднимает правую руку.

Поднимается прямой средний палец.

«Где?»
«Куда?»
«Откуда?»

Наклон туловища вниз. Повороты куклы всем корпусом влево-вправо.

Нагнуть кисть руки, а пальцы оставить вытянутыми. Поворачивается влево-вправо кисть руки, все пальцы прямые, средний и большой – раздвинуты. При поворотах следить, чтобы кукла сохраняла вертикальное положение, а запястье было на уровне края стола (ширмы или того, что заменяет ширму).

«Куда?»
«Как?»
«Зачем?»
«Сколько?»

Разводит руки в стороны.

Большой и средний пальцы плавно разводятся в стороны, указательный прямой чуть отводится назад.

«Эх! Эх!»
«И-эх!»
«О-п!»

Прыжки. Кувырки.

Запястье – по краю ширмы (держать уровень куклы!). Кисть руки делает быстрое вращательное движение.

«Вот как надо сидеть на уроке».
«Я хороший».
«Я спокойный»

Складывает руки, корпус прямой.

Указательный палец прямой.
Большой и средний пальцы сводятся, при этом подушечка среднего пальца кладется на ноготь большого, или наоборот.

Возможны упражнения с двумя куклами: куклы идут навстречу друг другу, здороваются за руку, целуются, обнимаются, говорят, смотря на собеседника, танцуют.

Куклы-петрушки участвуют в различных видах логопедической работы.

В первый период на четырех-пяти занятиях кукла-петрушка появляется только на руке логопеда, чтобы разнообразить способы демонстрации нижне-диафрагмального дыхания. Можно показать, как спокойно, без напряжения «дышит» кукла, как при вдохе у нее слегка «надувается животик» (соответственно движением безымянного пальца и мизинца слегка приподнимается рубашечка куклы). Говоря за «веселого человечка», логопед показывает, как следует плавно и длительно произносить гласные звуки на выдохе, организует игру в буквы, во время которой дети учат петрушку произносить гласные длительно, громко. Очень оживляются ребята с приходом Незнайки, который, конечно, путает буквы или недостаточно плавно произносит звук и т. п. Исправляя Незнайку, дети активно учатся сами.

Необходимость четкой артикуляции гласных и выделение ударных в слове наглядно подчеркивает артикулирующая кукла. Рот куклы широко открывается в момент произнесения ударного гласного при помощи специальной ниточки на ее подбородке.

Работа с куклой помогает упорядочить чрезмерно ускоренную речь заикающихся, так как кукла в руках логопеда учит их замедлять темп, делать смысловые паузы и опираться на ударные гласные при разговоре. Она с первых занятий показывает позу внимания, когда к нему обращаются, т. е. слушает логопеда, повернувшись к нему и спокойно сложив руки. Сама отвечает четко, нетороплива. Детей слушает очень внимательно, иногда даже приставляет свою руку к уху, кивает головой, а при особенно хорошем ответе подпрыгивает от удовольствия.

Для обозначения смысловой паузы в своей речи и в ответах детей кукла медленно дважды хлопает в ладоши. Ударные гласные подчеркиваются наклоном головы, жестом или раскрытием рта.

Вот как это выглядит в разных играх:

1. «Будем считать». Логопед. Ребята, наденьте своих кукол. Надеваем вместе под команду.– Ра-з! (Дети четко произносят команду вместе с логопедом и натягивают голову куклы на указательный палец.)

–Два! (Хором произносят и натягивают ручки куклы на средний и большой пальцы.)

–Три! (Хором произносят и прижимают к ладони безымянный палец и мизинец, а левой рукой тщательно расправляют и натягивают рубашечку куклы.)

–Четыре! (Хором произносят и ставят кукол в исходное положение, а логопед ставит на край стола кисть правой руки в исходной позиции.)

–У каждого из вас «веселый человечек», а у меня – кукла-невидимка, которая как добрая волшебница будет вам подсказывать. Смотрите, что она сейчас станет делать, и все повторяйте с ней.

– На зарядке кувыркайся (кувырок), потом делом занимайся! (Ставится ровно, складывает руки. «Веселые человечки» на руке у каждого ребенка повторяют все движения.) Будем считать! Первый пример скажу я. Если к одному прибавить один, сколько получится? (Два хлопка. Вопросительно разводит руками.) Отвечай, Карандаш! (Поворачивается корпусом к Карандашу.)

Карандаш. Два! (Повернувшись корпусом к Невидимке.)

Невидимка. А теперь каждый «человечек» придумает и красиво скажет свой пример. Только прибавлять надо по одному.

Дюймовочка. Если к двум прибавить один (два хлопка), то получится... (Разводит руками и поворачивается к соседу.)

Незнайка. Знаю! Знаю! (Поднимает руку.) Будет 8!

Все куклы. Ай-ай-ай! (Укоризненно машут головами.)

Незнайка. Ой-ой-ой! Опять я ошибся! (Плачет.)

Дюймовочка. Не плачь, Незнайка! (Поворачивается к нему, подходит, гладит по голове.) Подумай лучше. А тебе поможет Карандаш. (Возвращается на место.)

Карандаш. Получится три!

Все куклы. Верно!

Остальные «веселые человечки» по очереди предлагают свои примеры для счета.

2. «Отгадай загадку».По предварительному заданию логопеда дети учат несколько загадок. На данном занятии загадывают их друг другу с куклами-петрушками.

Первую загадку загадывает кукла, управляемая логопедом. Она показывает паузу двумя хлопками между смысловыми отрезками. Пока руки работают (хлопают), язычок отдыхает.

Можно подобрать загадку так, чтобы ее содержание соответствовало названию куклы. Например:

Карандаш.

Черный Ивашка деревянная рубашка,

Где носом проведет, там заметочку кладет.

Дюймовочка.

Красный нос в землю врос.
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос.
Самоделкин.
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам.
Скажешь здесь,

А слышно там. Что это? (вопросительно разводит руками.)

Незнайка (поднимает руку). Я знаю! Знаю! Это эхо!

Самоделкин (отрицательно машет головой). Ай-ай-ай! Неверно! Опять ты поспешил! А ты угадал, Буратино?

Буратино. Это телефон!

Самоделкин. Верно! (Утвердительный кивок головой.)

Логопед. Ребята! Самоделкин говорил прекрасно: четко, не торопился, чтобы мы успели подумать и правильно отгадать. Так хорошо говорить научил Самоделкина его кукловод – Юра. Буратино с помощью своего кукловода Оли громко и ясно сказал отгадку, громко произнес гласный звук в слове.

3. «Расскажи о кукле». Куклы служат наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер, оречевляют действия. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребенка. Речевой материал должен соответствовать уровню логопедической работы (отдельные слова в начальный период; короткие предложения, более сложные предложения и, наконец, целые рассказы в последующие периоды). Приведем образцы примерных описаний кукол на разных этапах речевой работы:

В начальный период проводится однословное описание куклы с помощью вопросов взрослого. Ребенок произносит на выдохе с удлинением ударного гласного отдельные слова. При этом артикулирующая кукла ребенка открывает рот соответственно ударному гласному звуку.

Например. Кто это? (Буратино.) Чем был? (Поленом.) Кем стал? (Мальчишкой.) Что у него на голове? (Колпачок.) Какого цвета? (Красного.) Что это? (Глазки. Ручки. Нос. Рот. И т.д.) Какой по характеру Буратино? (Озорной. Добрый. Веселый. Находчивый. Ленивый. Смышленый.) Что делает Буратино? (Прыгает. Плачет. Бежит. Танцует. И т. д.)

В период активизации развернутой речи ответы детей усложняются.

«Моя кукла – Карандаш.// У него круглые маленькие глазки.// Маленький рот.// Его нос – карандашик. // Берет у Карандаша красный,// рубашечка – синяя,// воротник – белый.// Карандаш любит рисовать.// Мы с ним нарисовали корабль.// (Показывает рисунок.) Этот корабль везет в Москву апельсины.// Я тоже очень люблю рисовать./// А еще мой Карандаш любит спорт.// Он умеет кувыркаться,// прыгать,// бегать.// Я люблю своего Карандаша.// Я очень редко с ним расстаюсь.//»

Во время рассказа ребенок управляет куклой. Карандаш помогает, отхлопывая паузы, и слова текста сопровождает соответствующими движениями.

Во время проведения релаксации логопед также может использовать куклу как наглядное пособие. Снятая с руки, она демонстрирует полное расслабление мышц тела. Тогда для детей становится конкретными, осязаемыми слова логопеда. «Пусть руки будут как тряпичные, полностью расслаблены». По мере овладения техникой расслабления простое напоминание: «Куклы расслабляются (лежат распластанные на столе), и дети расслабляются» – послужит сигналом к успешному выполнению данного упражнения.

Куклы-петрушки используются и в воспитательных целях. Они позволяют логопеду незаметно исправлять запинки заикающихся. Ведь замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

Ручные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или незаметно ослабить нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или самого ребенка (который стесняется говорить в новой обстановке) становится для него «собеседником». Она концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в речь, дает возможность ребенку почувствовать себя раскованным, побуждает к активным действиям и речи.

Логопед с помощью куклы может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что тоже способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребенок затрудняется начать фразу, то ему можно предложить сказать вместе с Петрушкой. Тогда за Петрушку говорит сам логопед, но это замаскированная помощь. Если на занятии кто-нибудь из детей отвлекается и начинает шалить, то появляется Самоделкин (на руке логопеда) и строго говорит: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Это шутливое замечание лучше, чем призыв к тишине или нравоучение, напомнит детям о необходимости принять позу внимания, т. е. сесть свободно, ровно и смотреть на логопеда. Если у ребенка на занятии торопливая речь, Дюймовочка, управляемая логопедом, отрицательно машет головой: «Ай-ай-ай!», закрывает себе уши руками, отказывается слушать. Если ребенок исправляется и начинает говорить правильно, тогда она хлопает в ладоши и даже подпрыгивает. Детям младшего возраста можно показать, как кукла огорчается, если они не слушаются. Кукла продолжает свою работу и дома. Так, у нее могут «заболеть» уши, если ее хозяин много и возбужденно говорит. Тогда приходится кукле делать повязку на уши, отправлять ее «в больницу» (взрослые прячут куклу) и т. п. Это также положительно влияет на поведение ребенка. Когда у детей появится навык вождения куклы, можно перейти к постановке кукольных спектаклей, используя ширму. Это может быть самое примитивное устройство. Например, одна планка (или туго натянутая веревка), закрепленная в открытой двери смежных комнат; на планку набрасывается простыня. Это могут быть две вертикальные стойки, на которых крепится поперечная рейка, несущая занавес. Вся ширма драпируется тканью спокойного тона без рисунка. На такую обтяжку к каждому спектаклю крепятся новые детали, соответствующие содержанию. Так, если действие происходит в Новый год, то прикалываются булавками серпантин, дождь, аппликации, сделанные детьми (снеговики, зимние домики и деревья в инее, нарядные елки и т.д.). В зависимости от роста, кукловод может стоять на полу или на маленьком стульчике, держа куклу на вытянутой правой руке, а левой поддерживать локоть правой. А может стоять и на коленях на сиденье большого стула, спинка которого примыкает к обратной стороне драпировки ширмы. При этом куклу надо держать на правой руке, согнутой в локте, а левой опираться на спинку стула.

Возможен еще один простейший способ устройства ширмы: составляются в ряд 3–4 больших стула, повернутых сиденьями к зрителям, и полностью закрываются одним куском ткани, картона; кукловоды сидят на стульчиках, за спинкой большого стула; рука кукловода согнута в локте, свободной рукой можно держаться за сиденье большого стула («ширмы»).

Подготовленные диалоги

Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов. За ширмой находятся два человека, они не мешают друг другу. Предварительно изготавливаются необходимые атрибуты.

4. «Хорошо спрятанная котлета».

(Г. Остер.)

На сцене появляется автор в костюме сказочника.

Автор. Здравствуйте, дорогие зрители: Сейчас мы вам покажем щенка. (Поворачивает голову, смотрит на левую кулису и зовет щенка, причмокивая губами.) На! На!

Из-за кулисы выбегает Щенок.

Щенок (ритмично открывая рот). Гав-тяв, тяв-тяв-тяв! (Убегает, приплясывая, за кулису.)

Автор. И котенка. (Смотрит за кулису и зовет.) Кис! Кис!

На сцену выбегает Котенок.

Котенок (умывается лапкой, оглядывается вокруг). Мяу! Мяу! (Уходит за кулису.)

Выбегает Щенок, в зубах у него котлета.

Автор. Щенок принес котлету на чердак, положил ее в уголок.

Щенок кладет котлету около левой кулисы.

Щенок (пугливо озираясь). Гав!

Автор. Позвал он котенка.

Из-за правой кулисы, медленно и лениво потягиваясь, выходит Котенок.

Щенок (повернувшись к котенку). Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету, а я немножко поиграю во дворе, о потом ее съем.

Котенок (внимательно слушает, кивает). Хорошо!

Щенок убегает за левую кулису. Котенок подкрадывается к котлете, хватает ее лапками, поворачивается к зрителям.

Котенок. Мя-у! Мяу-мяу! (Радостно убегает за ту же кулису.)

Автор. Щенок играл во дворе.

Выбегает Щенок.

Щенок. Ав-ав! Ав-ав-ав!

Из подъезда выходит Котенок.

Котенок (сыто, довольно похлопывает себя лапкой по животу). Мя-у!

Щенок. Гав!

Автор. Заволновался Щенок.

Щенок. Почему ты оставил мою котлету без присмотра?

Котенок. Я ее спрятал!

Щенок. А вдруг ее кто-нибудь найдет?

Котенок (успокаивающе махнув лапкой). Не волнуйся.

Автор. Уверенно сказал Котенок.

Котенок. Я ее очень хорошо спрятал! (Похлопывает себя по животу.) Я ее... (широко открывает и закрывает рот) съел. (Поглаживает себя по животу.)

Щенок поворачивается к Котенку, секунду остолбенело стоит с широко открытым ртом, потом бросается с лаем на Котенка. Котенок сердито фыркает, шипит и убегает, закрыв лапками голову. Щенок опускает голову и, жалобно повизгивая, уходит за другую кулису.

Автор. В сценке «Хорошо спрятанная котлета» выступали (из-за ширмы выходят исполнители ролей с куклами на руке):

Первый ребенок. Кукловод Антон (кланяется), а моя кукла – Котенок (наклоняет голову куклы).

Второй ребенок. И кукловод Катя (кланяется), а моя кукла – Щенок (наклоняет голову куклы).

Третий ребенок. А я выступал за автора. (Кланяется.)

Возможен и другой вариант этой инсценировки – на двух исполнителей (без автора).

Первый вариант труднее для детей тем, что им чаще приходится вступать в речь, постоянно переключать внимание с одного действующего лица на другое.

Второй вариант легче, так как сокращается количество участников и оба исполнителя говорят непосредственно друг за другом. Зато равномернее и больше речевая нагрузка на каждого.

Для образца предлагаем начало инсценировки.

Щенок (выбегает из-за левой кулисы, останавливается на середине грядки ширмы).

Щенок (Кланяется.)

Котенок (появляется из-за правой кулисы). Котенок. (Кланяется.)

Щенок и Котенок (вместе). В сценке Григория Остера «Хорошо спрятанная котлета». (Разбегаются и убегают за разные кулисы.)

Щенок (выбегает из-за левой кулисы, держит котлету в лапках, озирается). Щенок принес на чердак котлету, положил ее в уголок (кладет, прижимает лапкой, как бы закапывает) и сказал Котенку. (Выбегает Котенок, смотрит на Щенка): Гав! Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету. И т. д.

Неподготовленные диалоги

Яркие выразительные куклы, оживая на руке юных кукловодов, могут вступить в импровизированные диалоги. Примерный разговор при неожиданной встрече Карандаша и Незнайки.

Карандаш. Здравствуй! Как тебя зовут?

Незнайка. Здравствуй! Меня зовут Незнайка. А как твое имя?

Карандаш. Мое имя Карандаш. Скажи, а почему тебя зовут Незнайкой?

Незнайка. Потому что я ничего не знаю! А почему тебя назвали Карандаш?

Карандаш. Потому что у меня вместо носа карандаш. Я очень люблю рисовать. Вот смотри, что я нарисовал. (Ребенок показывает на рисунке зайца.) Кто это?

Незнайка. Это волк.

Карандаш. Почему ты так думаешь?

Незнайка. Потому что он серый.

Карандаш. Тогда скажи, почему у этого волка уши длинные!

Незнайка. Сам не знаю!

Карандаш. Это же не волк, а заяц. Ты ошибся, потому что поспешил, не подумал! И т. д.

Логопед может помочь детям. Наметить им краткий план предстоящего диалога, начать его или подсказать ситуацию и т. д. Например, логопед показывает детям две картинки. Одна из них рас-крашена заведомо неправильно, а другая – черно-белая. Приводим запись одной из детских импровизаций.

Незнайка. Мишенька, я хочу стать художником. Посмотри на мою картину.

Медведь. Незнайка, ты сам ее рисовал?

Незнайка. Нет, картину рисовал Карандаш. А я ее раскрасил. Вот только не знаю, правильно ли?

Медведь. Нет, неправильно! Ты все перепутал. Какого цвета бывают трава и елка?

Незнайка. Зеленые.

Медведь. А почему они у тебя на рисунке красные?

Незнайка. Я думал, так красивей будет.

Медведь. А почему заяц рыжий?

Незнайка. Заяц у меня рыжий, чтобы его лиса не узнала.

Медведь. А морковка почему синяя?

Незнайка. Не знаю. Я еще не придумал!

Медведь. Ребята, бывает так в жизни? Как нужно раскрасить картинку?

5. «Кукольный концерт». Ведет кукольный концерт кто-нибудь из веселых человечков». Вот появляется издалека, постепенно приближаясь, Петрушка.

Петрушка. Я приятель ваш Петрушка (поворот вправо), превеселая игрушка (поворот влево, возвращается в исходную позицию, поклон). Здра-вствуйте, ребята! Сегодня мы вам покажем концерт. Будут выступать куклы-артисты. Первым номером нашей программы выступят Сорока и Медведь. Похлопаем (хлопает), чтобы артисты нашли быстрее. А я пока с вами попрощаюсь. (Удаляется, постепенно исходя вглубь и вниз.)

Идет инсценировка диалога Н. Сладкова «Сорока и Медведь». По окончании исполнители ролей Сороки и Медведя кланяются, представляются, а Петрушка появляется на ширме, смотрит вниз, слушает, как кукловоды выступают, потом обращается к зрителям.

– Вам понравилось, как выступали Лена и Рома? (Разводит руки.) Мне очень, очень! (Аплодирует.)

Таким образом, Петрушка объявляет все номера. Обычно группа готовит 3–4 небольших диалога. По окончании концерта ведущий вместе с куклой выходит из-за ширмы, становится перед ширмой и представляется, как и все участники: «Вел концерт Петрушка (поклон куклы, которую исполнитель держит на уровне своей груди), помогал ему я. Меня зовут Вадим (поклон).

В ролевых играх «Театр», «Концерт» зрители и исполнители, естественно, меняются ролями.

При постановке диалогов артисты попробовали свои силы. Если взрослые видят, что эти спектакли даются детям, легко и весело, можно переходить к постановке сказок и пьесок с несколькими дей-ствующими лицами, таким, как «Колобок, «Машенька и Медведь», «Заячья избушка» и др. Спектакль «Утро веселых человечков» готовится исподволь, начиная с 5–6-го занятия обучения заикающихся в группе.

Кукольные спектакли

Дети легче осваивают управление куклами в кукольной зарядке. Она проводится с двустишиями, которые на первых порах произносятся хором. Вначале ширма не используется.

6. «Утро веселых человечков». Спектакль оформляется так. Ставится ширма. На ней лежат большие носовые платки, прикрепленные с внутренней стороны ширмы английскими булавками, иначе во время действия платки будут падать. Они послужат сначала простынками, а потом полотенцами. В нагрудном кармане каждого артиста лежит деревянная ложка, яркая, расписная, ручкой вверх. Кукловоды показывают на ширме спящих кукол, укрытых простынками. Тихо звучат несколько тактов мелодии «Ни мороз мне не страшен, ни жара». Изображая звонок будильника, все дети хором произносят: ДЗЗЗННН (или: ТРРРР), куклы вскакивают, потягиваются:

Карандаш. Не будешь ты здоров и ловок (все куклы одно временно отрицательно машут головами) без физкультурных тренировок. (Все куклы ритмично разводят и соединяют руки – делают зарядку.)

Дюймовочка. Эй, ребятки, на зарядку! (Машет правой рукой, всех зовет. Все куклы поворачиваются корпусом к ней, потом становятся прямо и смирно.)

Буратино. Раз-два, раз-два (все соединяют и разъединяют руки в такт счету) – вышел кувырок! Ура! (Все кувыркаются и возвращаются в исходное положение.)

Самоделкин. Раз-два-три (все куклы соединяют и разъединяют руки в такт счету) – начинаем мы прыжки.

Во время прыжков и кувырков следует особенно следить за уровнем куклы на ширме.

Гурвинек. Раз-два-три-четыре (все соединяют, разъединяют руки в такт счету) – руки в стороны, пошире. (Продолжают упражнение соответственно словам, на слове «пошире» широко разводят руки.)

Петрушка. Раз-два-три-четыре-пять (все берут простынки) – марш постельки убирать. (Встряхивают несколько раз простынки и кладут их на место.)

Во время встряхивания, вытирания, еды кукловоды обычно помогают себе свободной рукой. Следить, чтобы эта помощь была незаметна для зрителей.

Чипполино. Моем руки. (Соответственное действие всех кукол.) Моем нос, чтобы грязью не зарос. (Все отрицательно машут головами.)

Карандаш. Моем шею. (Все показывают.) Моем уши. (Все показывают.) Вытираемся посуше. (Все берут полотенца, вытирают лица; носовые платки, изображавшие полотенца и простынки, опускаются за ширму и остаются там на английских булавках до конца спектакля.)

Дюймовочка. Кто причесан (все проводят рукой по голове) и умыт (все показывают) получит (все берут ложки, которые как бы вырастают на грядке ширмы – каждый кукловод свободной рукой достает ложку из своего кармана и подает незаметно своей кукле) завтрак и (ложкой черпают кашу) а – м, а – м – будет сыт! (Ложки тем же путем опускаются, дети их кладут на прежнее место свободной рукой.)

Буратино. На зарядке кувыркайся. (Все выпрямляются, складывают руки.) В классе делом занимайся!

Все (хором). Раз-два-три (два хлопка), четыре-пять (два хлопка), шесть-семь (два хлопка) – заниматься надо всем. (Опять складывают руки.)

Самоделкин. На уроке чтения (поворачивается к Гурвинеку) прочти стихотворение.

Гурвинек. Аист с нами прожил лето (все двумя хлопками обозначают паузу), а зимой гостил он где-то.

Петрушка. Но тут кончается урок, веселый слышится звонок. (Над ширмой появляются свободные руки детей со звенящими колокольчиками; под музыку «Ни мороз мне не страшен...» куклы танцуют, и руки детей с колокольчиками идут вдоль ширмы.)

Дети выходят перед ширмой и объявляют:

— Моя кукла Гурвинек (поклон куклы), а за Гурвинека говорила я, меня зовут Оля.

— Этот Петрушка в красном колпачке играл в нашем театре, а и — его кукловод (поклон Петрушки).

— Меня зовут Миша. (Поклон.)

— Познакомьтесь с моей Дюймовочкой. (Поклон куклы.)

— А я кукловод Галя. (Поклон.) И т. д.

Примечание. При постановке спектаклей логопед старается использовать жесты кукол для обозначения паузы, слитности речи или ударного гласного звука.

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012