Главная

Инсценировки

Известно, что заикающийся ребенок, изображая других людей или животных, т. е. входя в определенный образ, может говорить свободно. В логопедической работе для перевоспитания речи и лич ности заикающихся используется эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности.

Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях, т. е. в инсценировках и в сюжетно-ролевых играх. Их можно проводить в течение всего курса логопедических занятий в зависимости от степени сложности и объема речевого материала. В играх-драматизациях шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем эти инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где артисты получают возможность выступать в более сложных условиях. Ставя маленькие спектакли, логопед, безусловно, не преследует цель обучать детей мастерству актера. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и тем самым побудить говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

Любые инсценировки должны развертываться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.

В условиях логопедической группы для заикающихся детей игы-драматизации можно осуществить по следующему плану: подготовка к инсценировке, подбор оборудования, распределение ролей, ход игры-драматизации.

Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для инсценировки текста. Логопед коротко пересказывает или прочитывает его. Во время чтения он передает текст (если он невелик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за логопедом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросо-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.

Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенное оборудование. Это могут быть маски персонажей. С помощью м:фослых дети сами делают различные детали костюмов для исполнения ролей (например, шапочки с ушками, усики, хвостики; фартуки, косынки из ткани или бумаги и т. п.). Рисуют, раскрашивают, вырезают из картона или плотной бумаги нехитрые декорации (елки, березки, грибы, цветы и пр.) . Все эти поделки не просто ручной труд. |)о время работы логопед просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет то или иное оборудование. Это также один из видов речевой работы. Забавные костюмы и декорации помогут детям лучше ощутить себя определенным персонажем и перевоплотиться в соответствующий образ. Во время инсценировки маски надеваются на голову как шапочки. Лицо остается открытым, чтобы дети могли свободно дышать, говорить и видеть.

Распределяя роли в игре-драматизации, логопед может учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы. Иногда важно предоставить ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок (робкого зайца или находчивую Машу). Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

Поскольку игра-драматизация используется для воспитания правильной речи, по ходу инсценировки логопед постоянно организует общение детей. Во время репетиции уместно напомнить детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят. Держались свободно, ровно, не опускали голову. Помнили о том, что они артисты, поэтому говорить должны четко, красиво.

1. «Наш театр». Эта игра может продолжаться на нескольких занятиях. Обычно начинают с разыгрывания диалогов. На первом этапе овладения правильной речью более доступны диалоги в стихах. При инсценировке таких диалогов каждый актер должен знать свой текст наизусть, общается он только с одним партнером. Вначале это могут быть короткие стихотворные диалоги, где каждый выступает с 1–2 репликами. Позже объем их увеличивается. Каждому уже приходится вступать в речь несколько раз. В этой игре можно использовать следующие диалоги.

В гостях у королевы
– Где ты была сегодня, киска?
– У королевы у английской!

— Что ты видала во дворце?
— Видала мышку на ковре.
(С. Маршак.)

Разговор клоунов
– Где купили вы, сеньор,
Этот красный помидор?

– Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос!
(С. Маршак.)

Внучка
Утром дед спросил у внучки:
– Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:
– Я не белоручка!
(Е. Авдиенко.)

Медведь
– Ты куда идешь медведь?
– В город, елку приглядеть!
– Да на что тебе она?
– Новый год встречать пора.

– Где поставишь ты её?
– В лес возьму, в свое жилье!
– Что ж не вырубил в лесу?
– Жалко. Лучше принесу.
(Г. Виеру.)

«Лиса и Петух»

(по сказке С. Я. Маршака «Теремок»)

Логопед читает детям текст и проводит вопросо-ответную беседу: Какой изображена Лиса в этой сценке? Что хотела сделать Лиса? Зачем она хвалит Петуха? Каким голосом должна говорить Лиса? Как она двигается в этой сценке? Почему ей удалось обмануть Петуха? И т. д.

К следующему занятию дети заучивают наизусть слова роли. Изготавливается оборудование: для Лисы – хвост (его прикалывают к одежде булавкой) и легкая маска; для Петуха – маска или бумажная шапочка с ярким гребешком, два крыла из картона (в верхней части каждого крыла укрепляется петля из резинки, куда ребенок сможет продеть руки). Домиком Петуху послужит стульчик (будет интереснее, если нарисовать на листе картона красивый домик, а в нем вырезать окно).

Все дети разыгрывают сценку по очереди.

Петушок становится-на стульчик, смотрит в окно.

Лиса (на цыпочках постепенно подкрадывается к Петушку и ласково хвалит его издали).

Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Там живет Петушок боевой, Он поет и трясет головой.

Голова его ярче огня!

Петух (удивленно смотрит по сторонам, выглядывая из окна).

Кто-кто там поет про меня?

Лиса (подходит ближе, еще более ласковым голосом).

Ах ты, Петя, лихой петушок!
У тебя золотой гребешок.
Всем на зависть твоя борода.

Ты слети, мой красавец, сюда!

Петух (отрицательно машет головой).

Нет, уж лучше я здесь посижу,

На тебя свысока погляжу.

Лиса ( подходит совсем близко, говорит еще более нежно, тихим голосом).

Ах ты, Петя, петух удалой!
Кто на свете сравнится с тобой.
У тебя два широких крыла,

Ты немножко похож на орла!

Петух (опускает вниз со стульчика одну ногу на пол, заинтересованно говорит).

Я не слышу, о чем ты поешь.

Повтори, на кого я похож!

Лиса.

Ты сидишь от меня далеко,

Подойди, я шепну на ушко!

Петушок опускает на пол вторую ногу.

Лиса (сурово).

Вот теперь скажу я вслух
На кого похож петух!
Ты похож на себя, петуха.

Скоро съем я твои потроха!

Хватает Петуха.

Хи-хи-хи, хо-хо-хо, ха-ха-ха!

Ты похож на себя, петуха!

Петух кричит и вырывается. Лиса тащит его в лес (в другой угол комнаты).

Логопед дает оценку выступлению каждого ребенка, его речи.

Диалоги, написанные прозой, по сравнению со стихотворными, несколько сложнее для исполнения, так как в них нет определенного ритма, подсказывающего говорящему, когда следует сделать паузу и взять дыхание. При разыгрывании эти диалоги не обязательно учить наизусть. Вполне допустимы отступления от текста, что способствует закреплению приобретенного навыка в спонтанной речи.

Очень выигрышны для показа с масками диалоги забавных зверей из книги Э. Шима «Кто копыто потерял» или из книги Н. Сладкова «Сорочьи тараторки».

«Сорока и Медведь»

(по Н. Сладкову)

Медведь медленно вылезает из берлоги (ребенок встает со своего стульчика), потягивается, зевает, трет глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идет к ней.

Сорока легко слетает с дерева (ребенок спрыгивает со своего стульчика), летит к медведю, плавно размахивая крыльями.

Сорока (склонив голову на бок). Ау, Медведь, ты утром что делаешь?

Медведь (медленно поводит в стороны головой). Я-то? (Остановился, задумался.) Да ем!

Сорока (удивленно моргнув). А днем?

Медведь (делает те же движения головой). И днем ем.

Сорока (подпрыгнув от удивления). А вечером?

Медведь (махнув лапой). И вечером ем.

Сорока (от удивления округлив глаза). А ночью?

Медведь. И ночью ем.

Сорока. А когда же ты не ешь?

Медведь. Да когда сыт бываю!

Сорока (удивленно взмахивает крыльями). А когда ты сыт бываешь?

Медведь (медленно разводит лапы в стороны). Да никогда. (Отрицательно машет головой.)

ДИАЛОГИ В ПРОЗЕ

Хочу быть слоненком

Было очень жарко, и все сидели на берегу озера.

– Я, – сказала мартышка, – могу быть акробатом в цирке.

– А я, – похвастался попугай, – могу магнитофоном.

– А я могу канатом на корабле, – сказал удав.

– А ты кем можешь? – спросили слоненка.

Слоненок думал-думал и ответил:

– Я могу слоненком.

– Подумаешь! – стали все смеяться. – Ты и так слоненок. Это неинтересно.

– А вот и интересно, – обиделся слоненок.

Он пошел в зоопарк и устроился работать слоненком. И оказалось, что действительно интересно. Не верите – сходите, посмотрите.

(Г. Остер.)

Жалко

...Присел медвежонок Топтыжка около сосны, достал медовую соту и стал ее сосать. Подошел медвежонок Коротышка. Поглядел на Топтыжку и спросил:

– Вкусно?

– Очень!

– Сладкий мед?

– Ух, какой сладкий!

Поглядел Коротышка на соту и вздохнул:

– Вот если бы мне дали соту...

– И что б ты сделал?

– Я б тебе половину дал.

Топтыжка обсосал соту, слизал с лап мед и проворчал:

– Жалко!

– Чего жалко?

– Жалко, что тебе медовую соту не дали.

– А почему тебе жалко?

– А ты бы мне половину соты отдал. А то я не наелся.

(В. Бирюков.)

Солнышко на память

Козленок. Давай прощаться, цыпленок, я уезжаю.

Цыпленок. А куда ты уезжаешь?

Козленок. К бабушке в деревню, На все летние месяцы. Смотри не забывай меня. А эту книжку с картинками я дарю тебе на память. Будешь читать, и время пролетит незаметно.

Цыпленок. Ладно, только я не знал, что ты уезжаешь и никакого подарка тебе не приготовил. Что же тебе подарить, козленок? Я дарю тебе на память солнышко.

Козленок. Солнышко?!

Цыпленок. Солнышко, обыкновенное, ты посмотришь в деревне на солнышко и меня вспомнишь.

(По М. Пляцковскому.)

Длинная шея

Поросенок (жирафу). Давай меняться шеями! Я тебе свою отдам, а ты мне свою.

Жираф. А зачем тебе моя шея?

Поросенок. Пригодится... С длинной шеей в кино с любого места видно.

Жираф. А еще зачем?

Поросенок. А еще яблоки на высоких деревьях доставать можно.

Жираф. Ну, а еще?

Поросенок. Диктант на уроке списывать легче.

Жираф. Э-э-э, нет! Такая замечательная шея мне самому нужна.

(По М. Пляцковскому.)

Какого цвета снег?

Автор. Поспорили медведь с волком: какого цвета снег в лесу?

Волк. Снег белый!

Медведь. Нет, серый!

Волк (сердито). Белый. Что я снега не видел?

Медведь (упрямо). Серый. Я всегда такой вижу. Даже серо- черный! А весной совсем черный.

Автор. Долго они спорили. Вдруг из-за кустов заяц выскочил. Увидел зверей, застыл на месте.

Медведь. Эй, зайка! Иди-ка сюда. Спор у нас тут зашел: какого цвета снег? Я говорю: серо-черный, когда из берлоги вылезаю, он всегда такой.

Волк. Нет, белый он. Ты, заяц, вот всю зиму по снегу бегаешь. Какой он?

Автор. Посмотрел заяц на огромные лапы медведя, глянул на волчьи клыки и сказал:

Заяц (испуганно, со страхом). А он бело-серо-черный.

(По М. Пляцковскому.)

Сорока и Заяц

Сорока. Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

Заяц. Э-э, Сорока, все равно плохо...

Сорока. Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Заяц. Э-э, Сорока, невелико счастье...

Сорока. Вот бы тебе, косой, рысьи когти!

Заяц. Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня все равно заячья...

(Н. Сладкое.)

Сердитый дог Буль

Автор. Дог Буль всегда рычал. Кого ни увидит – сразу свои зубы скалит. И глаза таращит. Это значит, чтобы его все боялись. Подзывает он как-то к себе утенка Крячика.

Дог Буль. Иди сюда!

Утенок. А не укусишь?

Дог Буль. Очень мне надо тебя кусать!

Автор. Остановился утенок возле Буля. А тот и спрашивает.

Дог Буль. У тебя много др-р-рузей?

Утенок. Много! Вот считай: цыпленок Фью, корова Муренка, козленок Мармеладик, поросе...

Дог Буль. Хватит. Ты скажи мне лучше, почему это так получается: у тебя, такого крошечного и слабенького, столько друзей, а у меня, такого большого, храброго и сильного, нет ни одного?

Утенок (замахал крылышками). Вот еще! Кто же согласится дружить с таким злым и вредным псом? Вот если ты прекратишь на всех бросаться, лаять и пугать, тогда другое дело!

(По М. Пляцковскому.)

Для проведения игр-драматизаций с детьми дошкольного возраста можно использовать небольшие рассказы А. Седугина, В. Сухом л и некого, В. Голявкина.

По рассказу В. Голявкина «Как тетя Фрося разрешила спор» можно разыграть диалог с небольшими изменениями в тексте и названии.

Спор

Автор. Заспорили во дворе ребята, кто больше всех загорел за лето.

Первый ребенок. Я больше всех загорел.

Второй ребенок. Нет, я.

Первый ребенок. У тебя уши белые.

Второй ребенок. Уши не в счет, я в шляпе ходил.

Первый ребенок. Нет, в счет. Ты без ушей загорал, а я вместе с ушами! Значит, я больше всех загорел. Кого хочешь спроси!

Автор. Во двор пришел Леша.

Оба ребенка (вместе). Леша, кто больше всех загорел?

Леша. Больше всех загорел я!

Первый ребенок. Ты не загорелый, а грязный.

Леша. Сами вы грязные.

Второй ребенок. Кого хочешь спроси, каждый скажет: ты грязный.

Автор. Тут к ребятам подошел Алик.

Дети (хором). Алик, кто из нас больше всех загорел?

Алик. Больше всех я загорел!

(Трое мальчиков растерянно переглянулись.)

Автор. Шла мимо тетя Фрося. Услышала спор, остановилась.

Тетя Фрося. Ребята! Какие вы все загорелые.

Автор. И никто больше спорить не стал. Чего зря спорить.

(Ребята берутся за руки, улыбаются, вместе уходят.)

Этот лук я попробую

Мама принесла из магазина связку лука и повесила на гвоздик. Луковки были золотистые, крепенькие, одна к одной. А если потрогаешь связку, луковки так весело шуршали.

Мишка сказал: – Этот лук я попробую.

Мама сказала: – Да ведь горький он.

– Я только попробую, – попросил Мишка.

Мама улыбнулась и дала Мишке самую маленькую луковку. Мишка откусил от луковки кусочек, смотрит на маму и посмеивается.

И вдруг! Глаза вытаращил, лук выплюнул. Во рту дерет, щиплет. Слезы из глаз так и брызнули.

Пожалела мама Мишку и скоренько дала ему кружку холодной йоды.

– Горе ты мое луковое, – сказала мама.

Мишка поморщился и сказал: – И правда, горький.

Такой уж человек Мишка. Он все должен попробовать. Сам!

(А. Седугин.)

Трудные пуговки

Мама сказала: –Одевайся, Мишук, пойдем гулять.

Мишка пыхтел-пыхтел, а верхнюю пуговку на пальто никак не мог застегнуть. Не хватает у Мишки терпения на эту упрямую пуговицу.

– Ну что ты возишься? – сказала мама. – Пора научиться застегивать пуговицы.

Мишка весело сказал: – Готово!

И только мама отвернулась, взял и оторвал эту трудную пуговицу.

Когда Мишка пришел с улицы, мама удивилась:

– Что это у тебя все на одном и том же месте пуговицы отлетают?

Мишка пожал плечами: – Сам удивляюсь...

Не знала мама, что Мишка трудные пуговки отрывает и в коробочку складывает.

А как-то мама сказала: – Нет у меня больше пуговиц для твоего пальто. Придется тебе дома посидеть.

И тут Мишка высыпал на стол все пуговицы из коробочки и виновато сказал:

– У меня их штук пять накопилось. Пришей, пожалуйста.

(А. Седугин.)

Новые задачи ставит перед ребенком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами. Теперь он должен переключать внимание с одного партнера на другого, внимательно следить за ходом всего действия и суметь вовремя сыграть свою роль. Ребенку приходится многократно вступать в речевой контакт с разными участниками игры-инсценировки. Для инсценировок можно использовать известные детям народные сказки. Продолжается работа над выразительностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развертывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обусловливают естественные замедления речи и смысловые паузы.

Сказки подбираются по количеству участников с учетом возраста детей: «Репка», «Теремок», «Заячья избушка», «Колобок» и др.

Как иллюстрация предлагается инсценировка по сказке В. Сутеева «Яблоко».

Действующие лица. Ворона, Заяц, Еж, Медведь, Автор.

Оформление. Ветка с яблоком. Яблоко свободно подвешивается на нитяной или проволочной петельке так, чтобы оно легко соскользнуло при легком наклоне ветки. Яблоко должно быть объемным (из папье-маше, пенопласта или склеенным из бумаги). Каждая долька (их должно быть четыре) делается отдельно, потом из них складывают целое яблоко, соединяют с помощью круглой резинки, чтобы ребенок, исполняющий роль ежа, мог легко снять резинку и разделить яблоко на четыре части. Можно яблоко сделать плоским из плотной бумаги. В этом случае круг, изображающий яблоко, разрезается на четыре сектора. Линии разреза (по радиусам) не доводятся до центра круга, чтобы без труда можно было разделить яблоко. Два стула ставятся под веткой.

Детали костюмов. Маски зайца, ежа, медведя; клюв и крылья для вороны; косынка и сарафан для сказочницы (если роль автора исполняет девочка) или шапка, усы, борода (если в роли автора мальчик).

Автор. Сейчас мы вам покажем сказку Владимира Григорьевича Сутеева «Яблоко».

Подвешивает яблоко на ветку, которая заранее прикреплена на стойке или спинке стула чуть повыше головы ребенка.

– Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно-единственное яблоко. Бежал по лесу Заяц и увидел яблоко (выбегает ребенок, исполняющий роль зайца, большими прыжками приближается к ветке, смотрит наверх, прыгает, покачивает головой и разводит руками, показывает свое огорчение. Появляется Ворона. Она «подлетает» ко второму стулу, становится на него.)

Заяц. Яблоко высоко висит – не допрыгнешь!

Ворона. Крррраааа-крраа!

Заяц (оборачивается.) Эй, Ворона! Сорви-ка мне яблоко!

Ворона спрыгивает вниз, снимает яблоко клювом', помогая себе рукой. За спинкой стула сидит на корточках ребенок в костюме ежа.

Автор. Ворона сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала – упало оно вниз.

Заяц. Спасибо тебе, Ворона. (Наклоняется за яблоком.)

Еж зашипел и побежал.

Заяц (испуганно). Что такое?

Автор. Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

Заяц. Стой! Стой! Куда мое яблоко потащил.

Еж убегает мелкими шагами, Заяц за ним — прыжками.

Еж (останавливаясь). Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц (прыгает к Ежу, сжимает кулаки, машет перед его носом). Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

Ворона (подлетает, клюет Зайца в спину, Ежа – в нос). Напрасно спорите: это мое яблоко, я его себе сорвала!

Автор. Крик, шум на весь лес. Вот тут-то Медведь и появился.

Выходит вперевалочку Медведь, стоит и недоуменно смотрит на зверей.

Автор. Да как рявкнет!

Медведь. Что такое? Что за шум?!!

Еж (обиженно). Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый сильный...

Заяц (перебивает, всхлипывая). Рассуди нас по справедливости!

Ворона (подпрыгнув, взмахнув крыльями). Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

Медведь (задумчиво чешет за ухом). Кто яблоко нашей?

Заяц. Я!

Медведь. А кто его сорвал?

Ворона. Как ррраз я!

Медведь. Хорошо! А кто его поймал?

Еж (пискнув). Я поймал!

Медведь. Вот что... (рассудительно, внушительно). Все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...

Еж, Заяц, Ворона (хором). Но тут только одно яблоко!

Медведь. Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.

Еж, Заяц, Ворона. Как же мы раньше не догадались!

Автор. Взял Ежик яблоко и разделил его на четыре части

Еж. Это тебе, Заяц. Ты первый яблоко увидел! Это тебе, Ворона – ты яблоко сорвала! Это мне, потому что я поймал яблоке» А это тебе, Михаил Иванович...

Медведь. А мне-то за что? (Пожимает в недоумении плечами.)

Все. А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

Автор. И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел. Вот и сказке конец. А сказку показывали ребята из нашей группы: Катя, Гоша, Максим, Саша (дети кланяются). Рассказывал сказку сказочник (снимает усы, бороду, шапку). Роль сказочника исполнял я –Дмитрий (кланяется).

1. Репка (Пьеса-сказка)

Ведущий.

Возле дома огород. Бабка с Внучкой у ворот. Жучка — хвост колечком, дремлет под крылечком. На крыльцо выходит Дед, он п большой тулуп одет. Из открытого окна Деду музыка слышна: «Ни зарядку, на зарядку становись!»

Дед.

У меня здоровье крепкое.

Посажу-ка лучше репку я!

Ведущий.

Лопату берет, идет в огород.

Бабка.

И у бабки без зарядки,

Слава богу, все в порядке!

Ведущий.

Рот разевает — сладко зевает.

Внучка.

Клонит бедную ко сну!

С понедельника начну.

Ведущий.

На лавку садится, заплетает косицу.

Жучка.

Поиграем лучше в прятки!

Кошка.

Обойдемся без зарядки!

Ведущий.

Жучка – за Кошкой, Кошка – в окошко. Выходит Мышка е спортивных штанишках, майка на теле, в лапках гантели.

Мышка.

Раз и два! И три-четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать –

Бегемота поднимать!

Ведущий.

Бегает, прыгает, лапками дрыгает.

Дед.

Ох, умаялся с утра...

Бабка.

Да и мне на печь пора.

Ведущий.

Занимается рассвет. На крылечке снова Дед. Видит репу в огороде и себе не верит вроде. Встал он возле репки – репка выше кепки. Из открытого окна та же музыка слышна.

Дед.

Эх, бульдозер бы сюда,

Без него – совсем беда!

Ведущий.

Тянет-потянет – вытянуть не может.

Бабка.

Я сейчас! , Ай да репка удалась!

Ведущий.

Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Дед.

Как тянуть? С какого боку?

Выйди, Внучка, на подмогу!

Ведущий.

Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Внучка.

Ломит спину, ноют ручки!

Нет, не справится без Жучки.

Ведущий.

Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Жучка.

Разбудить придется Кошку –

Пусть потрудится немножко!

Ведущий.

Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – вытянуть не могут.

Бабка.

Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка.

Мышку звать?! Какой позор!

Мы пока и сами, кажется, с усами!

Ведущий.

Тут из норки Мышка прыг! Ухватилась за турник.

Мышка.

Чем топтать без толку грядку –
Становитесь на зарядку!
Чтоб за дело браться,

Надо сил набраться!

Ведущий.

Все выходят по порядку,

Дружно делают зарядку.

Дед и Бабка.

Влево-вправо, влево-вправо –

Получается на славу!

Мышка.

Встали! Выдохнуть, вдохнуть!

А теперь пора тянуть!

Ведущий.

Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут – вытянули репку!

(Ю. Кушак.)

2. «Лесная аптека». Детали костюмов. Очки и платок с красным крестом для черепахи.

Оборудование. Пузырьки, пипетка, баночки, чашечка; маски лисы, зайца, волка, медведя, белки, ежика, филина.

Ведущий.

Вьется тропка в темной чаще.
Под листвою шелестящей
Скрыт от взора человека
Домик с вывеской «Аптека».
В домике одна без страха
Проживает черепаха.
Заболеет зверь иль птица,
Он сюда скорее мчится...

Выбегает, озираясь, заяц.

Черепаха (размешивает ложечкой в чашке лекарство).

Здравствуй, зайчик длинноухий!

Что ты хочешь от старухи?

Ведущий.

Бедный зайчик чуть не плачет.

Заяц.

Ой, скорей лекарство дай!
Сердце прямо так и скачет:

Слышал я собачий лай!

Черепаха.

Дам лекарство, как не дать!
Это, зайчик мой, пустяк.
Но оно, ты должен знать,
Не спасает от собак.
Выпей, брат, из этой склянки

Две-три капли валерьянки.

(Капает из пипетки в стаканчик.)

Ведущий.

Зайчик выпил, ободрился
И спокойно удалился.

Идет медведица с палкой.

Медведица.

Что со мною? Ай-ай-ай!
Черепаха, отворяй!
Вся горю я, как в огне.

Помоги скорее мне!

Ведущий.

Черепаха говорит:

Черепаха.

Что ж, поможем, раз болит.
Вот настойка, вот и мед –
Мигом твой недуг пройдет.

Что ты хочешь – выбирай!

Медведица.

Поскорее меду дай!

Ведущий.

Мед медведица взяла,
Быстро съела и ушла.

Вскоре вновь стучатся в дверь.

Черепаха.

Кто там – птица или зверь?

В домик заходит лиса.

Лиса.

Пострадала я, бедняжка,
Пострадала очень тяжко.
Вся в ужасных синяках,

Чуть держусь я на ногах.

Черепаха.

Сделаем компресс из лука,

Вот и минет скоро мука!

Ведущий.

В огород она пошла,
Луку с грядок принесла.

А лисицу голод гложет.

Лиса.

Может, мясо мне поможет...

Ведущий.

Говорит она опять:

Черепаха.

Мясо тоже можно дать.
Коль желаешь, я не прочь,
Рада всем тебе помочь.
Вместе с луком мясо тоже,

К синякам твоим приложим.

Ведущий.

Но лиса, все мясо съев
И на лук не посмотрев,
Вдруг куда-то быстро скрылась.

Черепаха удивилась...

Входят белка с ежиком.

Ведущий.

Белка беленьким платочком

Подвязала обе щечки.

Белка.

Твердый желудь мне попался,
Хрустнул зуб и зашатался,
Так болит, нет сил терпеть.
Можешь зуб мой посмотреть?

Ведущий. Бедный ежик заявил:

Ежик.

Я вот лапку занозил
И теперь на костыле

Ковыляю по земле!

Ведущий.

Черепаха им сказала:

Черепаха.

Ну, кого лечить сначала?
Первым делом – для зубов
Отрубей дам и грибов,
А потом уж не спеша

Лапку вылечу ежа...

Ведущий.

Вдруг в окно влетает птица,

В кресло старое садится.

Филин.

Узнаешь? Я твой сосед.

Очень нужен мне совет.

Черепаха.

Здравствуй, филин, друг ушастый!

Расскажи мне, что с тобой?

Филин.

Днем и ночью кашель частый

Нарушает мой покой!

Ведущий.

Черепаха в тот же миг,
Взяв одну из толстых книг,

В ней находит предписанье.

Черепаха.

Нужно делать полосканье,
Пить ромашковый настой –

Будет вновь здоров больной.

Филин.

Вот спасибо за совет!

Ведущий.

Прохрипел старик в ответ.
Черепаха. Ух, сегодня я устала,
Поработала немало.
Очень хочется мне спать,

Лягу я теперь в кровать!

Раздается сильный стук в дверь.

Волк.

Волку отворяй, старуха!

У меня распухло брюхо!

Черепаха (подает ему лекарство).

Пей настой из горицвета.

Волк.

Нет, мне не подходит это!

Черепаха.

Ну, возьми напиток мятный.

Волк.

Нет, он тоже неприятный!

Щелкает зубами.

Лишь когда тебя я съем,

Буду вновь здоров совсем!

Черепаха громко всхлипывает, трет глаза кулаком. Прилетает филин.

Филин.

Что ты делаешь, злодей,

Здесь у запертых дверей?!

Волк.

Эту дверь хочу разбить,

Черепахой закусить!

Филин (кружит над домиком, размахивает крыльями).

Птицы, звери, выходите, Черепаху защитите!

Выходите все, кто смел!

Ведущий.

Лес тревожно загудел. Смотрит филин – там и тут

Звери к домику бегут.

Белка.

Все ее мы защитим!

Ежик.

На тебя мы налетим!

Лиса.

Будем грызть тебя зубами!

Медведица.

Будем рвать тебя когтями!

Ведущий.

Волк от страха задрожал
И куда-то убежал...
Снова тетя черепаха
В домике живет без страха
И встречает всех с приветом,
Помогает всем советом.

(По М. Павловой.)

3. «Наше кино». Эта игра проводится с фланелеграфом. Натянутая на квадратную раму фланель служит экраном. Для показа фильма заранее готовятся фигурки персонажей сказок и декорация. Вырезанные из плотной бумаги изображения наклеиваются на бархатную бумагу. Работа с фланелеграфом дает возможность естественно упорядочить чрезмерно ускоренный темп речи детей, так как по ходу изложения своего текста они должны спокойно, аккуратно разместить картинки-кадры: на экране-фланелеграфе.

В первом варианте дети коллективно создают «фильм». Все они знают сказку и рассказывают ее по частям. По очереди подходят к экрану, отыскивают нужные им фигурки персонажей, части декорации на столе логопеда и выкладывают изображения на фланелеграфе, сопровождая свои действия рассказом. Затем каждый рассказчик по своему желанию выбирает следующего рассказчика: «Продолжает сказку Оля» и т. д.

Во втором варианте один ребенок назначается киномехаником (ведущим). Ведущий говорит от автора, следит, чтобы все дети вовремя показывали следующие кадры. Ребята рассказывают сказку по ролям. Постепенно все участники собираются около фланелеграфа и выстраиваются с боков, чтобы не закрывать экран.

Игра, как обычно, заканчивается оценкой стараний детей при показе фильма.

4. «Кто сказал «мяу»?» Для показа фильма по этой сказке изготавливаются фигурки животных, нарисованные так, чтобы все они 5ыли обращены в одну строку, а щенок – в противоположную. Тогда на экране (фланелеграфе) поставленные друг против друга они будут разговаривать. Эти фигурки раскладывают рядом с фланелеграфом или позади него. Выбирается киномеханик, который читает текст от автора (с сокращениями), в случае необходимости напоминает детям, где следует располагать фигурки или как их поправлять. Во время всего показа «фильма» киномеханик стоит рядом с экраном. Ребенок, который говорит за щенка, находится слепа от экрана, ребенок, изображающий кошку, – позади экрана. Остальные дети поочередно показывают следующие кадры и уходят после слов своих персонажей, становясь зрителями. Киномеханик убирает с экрана кадры.

Киномеханик. Ребята, вы увидите фильм по сказке В. Сутеева на «Кто сказал «мяу»?». Первый кадр покажут Витя и Оля. Витя будет говорить за щенка, а Оля – за кошку.

Оля берет изображение кошки, идет за экран. Витя встает слева от фланелеграфа и выкладывает на него фигурку спящего щенка.

Киномеханик. Щенок спал на ковре. Вдруг он услыхал...

Оля (сверху выставляет на фланелеграф кошку). Мяяяуу! (Быстро убирает изображение.)

Киномеханик. Щенок посмотрел: никого нет.

Витя убирает спящего щенка, выставляет фигурку стоящего щенка.

Витя. Это, наверное, мне приснилось!

Киномеханик. И тут опять кто-то сказал...

Оля. Мяууу. (Показывает и вновь прянет изображение кошки.)

Киномеханик. Щенок обежал всю комнату, никого нет.

Витя передвигает щенка по экрану.

Киномеханик. Щенок побежал во двор... Следующий кадр покажет Рома.

Рома помещает около куста Петуха.

Витя (передвигает фигурку щенка, ставит дерево, куст...). Вот кто не давал мне спать! Это ты сказал «мяу»? Рома. Нет! Я говорю: Ку-ка-ре-ку! Витя. А больше ты ничего не умеешь говорить? Рома. Нет! Только «ку-ка-ре-ку»! (Убирает изображение петуха, уходит.)

Киномеханик. Вдруг у самого крыльца кто-то сказал... Оля. Мяу! (И кошка снова исчезает.) Витя. Это тут.

Киномеханик. Щенок стал рыть ямку. Следующий кадр покажет Рита.

Из ямки показался Мышонок.

Витя. Это ты сказал «мяу»?

Рита выкладывает на фланелеграф изображение мышонка. Рита. Пи-пи-пи! А кто так сказал? Витя. Кто-то сказал «мяу». Рита. Близко?

Витя. Вот здесь, совсем рядом.

Рита. Мне страшно. Пи-пи-пи! (Мышонок исчезает – изображение мышонка Рита убирает и садится на место.) Киномеханик. Следующий кадр покажет Коля.

Выставляет изображение конуры. Над конурой показывается Кошка.

Оля. Мяу! (Исчезает.)

Коля. Р-р-р! (Появляется фигура большой Собаки.) Витя. Я хотел узнать... Кол я. Р-р-р.

Витя. Это вы сказали «мяу»?

Коля. Я?! Ты смеешься, Щенок? (Щенок убегает в противоположный угол экрана.)

Киномеханик. Следующий кадр покажет Вася. На «экране» появляется изображение куста с пчелкой. Оля. Мяу!

Витя. Вот кто сказал «мяу»!

Вася. З-з-з! (Пчела ужалила Щенка.) Ужалю! Ужалю! Киномеханик. Пошел Щенок домой, улегся на коврике и вдруг услышал...

Оля (выставляет фигурку кошки рядом со щенком). Мяу! Витя. Р-р-р! Гав! Гав!

Оля. Шш! Фр, фр! (Убирает фигурку кошки.)

Киномеханик. Выпрыгнула Кошка в окно. Теперь Щенок знает, кто сказал «мяу». Тут и фильму конец, кто показал – молодец!

Логопед дает оценку речи детей, работе киномеханика и артистам (т.е. вниманию детей, умению вовремя вступить в роль и т.п.).

5. «Наши фантазии». Дети с удовольствием придумывают диалоги и разыгрывают их. Можно пользоваться куклами-петрушками. Имена «веселых человечков», особенности их поведения уже подсказывают содержание импровизированного диалога. Логопед, организуя творческие игры, может подсказать детям игровую ситуацию, в которой будет происходить их диалог.

Например:

1. Захотелось Незнайке собрать грибов. Пошел он в лес, но взял с собой удочку. Встретил его Буратино. О чем спросил он Незнайку? (Куда ты идешь?) Узнал ли Буратино, что Незнайка собирается делать? Что Буратино посоветовал Незнайке взять с собой для сбора грибов?

2. Встретились мышка и кошка. Мышка скорее юркнула в норку. Кошка захотела съесть мышку. Как она станет выманивать мышку? Что ответит мышка?

3. Зайчик рассказывал в лесу зверям, какую красивую елку он видел под Новый год, когда прибегал на окраину города.

А Мишка не знает, что такое Новый год. Почему он этого не знает? Как объяснит ему Зайчик?

4. Волк хотел узнать, почему Белочка зимой не голодает. Что рассказала ему Белочка о своих запасах на зиму? Посоветовала ли Волку есть не зайчиков, а заготавливать грибы? Согласился ли Волк?

Для детей творческих доступны и более сложные импровизированные диалоги. А если ребенок не умеет фантазировать, ему поможет логопед наводящими вопросами.

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012